Прошла ещё одна неделя. Новости сыплются одна за другой. Это относится и к новостям связанными непосредственно с химией (смотрите "Новости химии"), и к новостям нашего сайта. На прошлой неделе к нам из Министерства Образования и Науки Украины поступило предложение разместить материалы нашего сайта на новом образовательном портале. Оказывается, на (в) Украине нет такого портала. Для chemworld.narod.ru участие в создании такого портала - большая честь. Как только Всеукраинский Образовательный портал появится в сети, мы обязательно об этом сообщим. Тем более, что значительная часть наших читателей - жители Украины (Киева, Львова, Донецка и др.).
На этой же неделе творческий коллектив нашего сайта, прежде всего Ваш покорный слуга и Фёдоров Максим начали разработку платформы для создания нового печатного химического или общенаучного журнала. Пока говорить о журнале ещё рано, но было бы интересно узнать Ваше мнение о том, каким он может быть (координаты для связи ниже). Для создания журнала мы ищем потенциальных спонсоров и инвесторов - научные и промышленные компании. Поиск денег - основная проблема.
Редакция нашего сайта продолжает получать Ваши отклики и предложения. Их, а также критику и конструктивные предложения вы можете высказать на
С уважением, Грибанов Василий, gribanov@lenta.ru
8 апреля 1818 года родился немецкий физик Август Гофман. Его по праву называют основоположником химии аминов. Он был первым учёным, который получил амины и подробно описал их свойства. В 1845 году Гофман усовершенствовал реакцию Зинина (восстановление нитросоединений до аминов), использовав водород в момент выделения (in statum nascendi) вместо сульфида аммония. Имя Гофмана закрепилось за "реакцией Гофмана" и "зажимом Гофмана".
16 апреля 1838 года родился бельгийский инженер-технолог-химик Эрнест-Гастон Сольве, талантливый изобретатель. Сольве вошёл в историю науки благодаря предложенному им методу получения соды, который используется и по сей день (взаимодействие аммиака, углекислого газа и поваренной соли ведёт к образованию гидрокарбоната натрия).
// Биографии химиков на нашем сайте
О прорыве в попытках создания такого материала сообщают Труды Национальной Академии Наук (Proceedings of the National Academy of Sciences) США. Группа под руководством Ипатьевского профессора Тобина Маркса (Tobin J.Marks) – в американском Северо-Западном Университете (Northwestern University) есть такая должность для химиков и материаловедов, названная в честь трудившегося здесь русского химика Владимира Николаевича Ипатьева – запатентовала органическую молекулу, которая собирается в слой тоньше 6 нанометров. Заявлено о применении этого вещества в качестве диэлектрической или непроводящей составляющей транзистора. Благодаря этому материалу стало возможным низкое потребление энергии тонкопленочными транзисторными (OTFT) структурами - ученые приспособили созданную ими молекулу и для уменьшения рабочего напряжения, и для снижения энергопотребления всего устройства.
Еще одно преимущество нового материала в том, что он, в отличие от кремниевых составляющих электроники, не требует точной гравировки. Такие транзисторные структуры могут нести напечатанную информацию, если представить себе органические молекулы чернилами, а пластик – бумагой, т.е. их носителем. Процесс такой «печати» гораздо быстрее, проще, дешевле и свободнее в смысле внесения изменений и дополнений. В своей публикации профессор Маркс с соавторами показали, что их новый нанодиэлектрический многослойный компонент обладает очень высокой энергоемкостью и исключительными изоляционными свойствами, и что по этим параметрам он вполне сравним с существующими различными органическими полупроводниками и прочими важными деталями транзистора. [Chemworld.Narod.Ru, 17.04.2005]
Принцип действия прибора таков. Под воздействием мощного излучения, например, ульрафиолетового лазера в органическом полупроводящем полимере возбуждаются электроны. Как следстие этого материал начинает ярко светиться. Однако если в воздухе имеются молекулы тротила, они связываются с полимером и не дают ему светиться. По ослаблению свечения можно с высокой точностью определить присутствие взрывчатого вещества.
"Это очень чувствительный метод" - уверяет Эми Роуз, участник исследований. Исследователи надеются, что через один-два года устройства, основанные на новом принципе уже появятся у специалистов в области безопасности. До настоящего времени самым точным методом определения взрывчатки в таможенных условиях были собаки. Однако их обучение и содержание стоит не дёшево, а работать они могут только 2-3 часа в сутки. Отметим, что схожие разработки ведут и российские учёные. Их прибор был презентован летом прошлого года. [Chemworld.Narod.Ru, 15.04.2005]
Оценивать работы участников будут ведущие ученые российских вузов. Так, Белгород в жюри будут представлять преподаватели БГТУ имени Шухова и БелГУ. Участников олимпиады приветствовали ректор БелГУ Леонид Дятченко, декан химического факультета МГУ, председатель жюри, академик Валерий Лунин, работники Управления образования и творческие коллективы города.
Традиционно Всероссийская олимпиада проводится в 3 тура. Первый тур - теоретический, на котором участникам предлагается решить 6 задач (для каждого класса свой набор заданий). Второй тур - так называемый "тур по выбору", в котором участники должны решить 4 задачи из большого количества предложенных. Задачи охватывают самые разные области химии: от квантовой до биологической. Третий тур - практический. В ходе него "проверяются руки" участников, их умение грамотно спланировать и поставить синтез, провести качественный и количественный анализ.
Одной из важнейших задач организаторы олимпиады считают поиск таланливых школьников из глубинки. "В ближайшее время лаборатории нашего университета будут оснащены новейшим оборудованием - с этим проблем больше не будет, а вот талантливых химиков нам не хватает. Всех самых-самых забирает МГУ. Мы будем очень рады, если победители, лауреаты сегодняшнего конкурса когда-нибудь станут студентами нашего вуза", - сказал Леонид Дятченко, ректор БелГУ.
В этом году Всероссийская олимпиада проводится в 41 раз. "Я вижу педагогов, с которыми мы встречались на конкурсах не один раз. Мы должны быть благодарны прежде всего учителям, которые на протяжении многих лет готовят для нас умных и талантливых детей", - сказал Валерий Лунин. Ни одного москвича не было среди победителей олимпиады за последние 15 лет. "Это говорит о высоком уровне педагогов не только столицы, но и российских глубинок. Самые талантливые дети, как правило, приезжают к нам из далеких уголков нашей Родины", - рассказал он. [Chemworld.Narod.Ru, 15.04.2005]
Пластиковые образы молекул получают с помощью трехмерных лазерных "принтеров". Они способны "выращивать" квазимолекулу послойно - например, инициируя начало полимеризации в заданных точках заполненного газом сосуда.
"Молекулярные модели могут показаться шагом назад", говорит Ольсон, ведь ими пользовались ещё в середине 20 века такие учёные как Полинг, Уотсон и Крик. Однако по словам профессора, большинство современных программ расчетной химии работает с наборами координат и характеристик отдельных атомов, но им не хватает наглядности и простоты управления, особенно при работе со столь большими объектами, какими являются биомолекулы. [Chemworld.Narod.Ru, 09.04.2005]
В квантовой механике принято деление частиц на два класса, в зависимости от того, какой статистической модели - Ферми-Дирака или Бозе-Эйнштейна - они подчиняются. В 1995 году был впервые получен конденсат, состоящий из бозе-атомов в одинаковом квантовом состоянии при близкой к абсолютному нулю температуре. Шесть лет спустя авторы работы были удостоены Нобелевской премии по физике.
Ферми-атомы удалось "сконденсировать" только в 2003 году. При этом установили, что они "группируются" по два с образованием "виртуальной" бозе-частицы, как это происходит с электронами в сверхпроводящих материалах. Низкотемпературные конденсаты заметно отличались от "обычных" состояний вещества - жидкого, твердого и газообразного, обладали сверхтекучестью и проявляли волновые свойства.
До недавнего времени, пока речь шла об "атомных" конденсатах, исследование необычной материи считалось делом физиков. Открытие молекулярной ферми-системы делает возможной химию нового состояния вещества - и, следовательно, синтез таких молекул, чтобы конденсат удовлетворял заранее сформулированнмы требованиям. [Chemworld.Narod.Ru, 06.04.2005]
Ученые Бостонского Университета профессор Ричард Лорсен и его аспирантка Сянь Жань заменили привычную солянокислую (HCl) смесь более щадящим раствором из двух других кислот - муравьиной (HCOOH) и этилендиаминтетрауксусной (EDTA). Соляная кислота, по мнению профессора Лорсена, разрушает в молекулах растительных красителей так называемые гликозидные связи (связи между углеводными остатками, например глюкоза-глюкоза). Эти важные связи могут указать исследователям на растение, из которого получали тот или иной краситель. Сохранение этих связей оказывается особенно важным в случае исследования желтых, флавоноидных красителей, и не только потому, что они менее устойчивы, но и потому, что их выделяют из растительных источников – от луковой кожуры до почек индийской смоковницы.
Метод Лорсена и Жань уже успешно опробован на образце ткани, в которую была обернута найденная в Перу мумия 1-тысячелетней давности. Но бОльший интерес представляет текстиль, сохранившийся на мумии из погребения Такла Макан – места, представляющего собой комплекс пещер, расположенных как пчелиные соты и хранящих следы древнего Буддийского изобразительного искусства. Бостонские ученые уговорили работающих здесь китайских археологов предоставить им для анализа несколько крошечных образцов ткани, которой не меньше 3 тысяч лет. По предварительным данным материя, так же как и человек под ней, индоевропейского происхождения, что может быть связано с миграцией из областей западнее Центральной Азии. Для того чтобы выяснить, из каких именно растений мог быть выделен желтый краситель на одеянии древнего путника, бостонские ученые намерены этой весной отправиться с ботанической экспедицией в Центральную Азию и прилегающие к ней Турцию, Иран и Узбекистан. Выделяя и сравнивая разные желтые краски растительного происхождения, они надеются установить и происхождение мумии. [Chemworld.Narod.Ru, 05.04.2005]
-В.В., вы проводите Интернет-олимпиады, тренируете Российскую сборную по химии для участия в международных олимпиадах, то есть имеете возможность проследить судьбу победителей, в том числе чемпионов мира. Эти ребята, наверное, становятся лучшими и в ВУЗах?
- Далеко не всегда. Понимаете, олимпиада по химии– это как спорт. Мы даже пользуемся спортивной терминологией, говоря при подготовке ребят к международной олимпиаде, что мы их тренируем. В чем заключается тренировка? Мы знаем, что на международной олимпиаде будут задачи определенных типов. Мы придумываем подобные задачи и на сборах отрабатываем методы их решения. Кроме того, мы психологически готовим ребят к победе. Так вот, возвращаясь к вашему вопросу… Олимпиец – это школьник, который умеет решать известные типы задач повышенной сложности. Конечно, он обладает гораздо большим, по сравнению со сверстниками, количеством знаний. Но! От студентов и выпускников ВУЗов требуются не только знания, но и совершенно другие навыки. Главное – это творческое научное мышление, умение получать новые знания. Не все олимпийцы это понимают, и у некоторых из в ВУЗах бывают проблемы с учебой.
- А нужно ли тогда вообще это
олимпийское движение?
- Совершенно необходимо, в
первую очередь для того, чтобы выявлять способных детей. Если же
думать о научном потенциале страны, то этих детей надо с ранних лет
готовить к тому, чтобы они не просто решали чужие задачи, а ставили
свои. Ведь именно это качество отличает крепкого, но бесцветного
профессионала от талантливого человека, способного сказать новое в
науке.
- А какое место в процессе
становления будущего ученого Вы отводите
Интернет-олимпиадам?
- Хорошее место. Хотя бы
потому, что мальчишки и девчонки, вместо того, чтобы тратить свое
время на бестолковые развлечения, сидят перед компьютером и
заставляют мозги работать. Они думают, стремятся к чему-то. То есть,
проявляют дополнительную активность, направленную в правильное
русло. И еще Интернет-олимпиады полезны тем, что позволяют ребенку
где-нибудь в глубинке проверить свои знания.
- В.В., к вопросу о знаниях. К
Вам в МГУ поступают ребята со всей страны. В каких областях чаще
всего «плавают» абитуриенты?
- В тех, которые
исключили из школьной программы или сильно сократили, но которые
входят в программу для поступающих в ВУЗы. Это, в первую очередь,
теоретическая химия. Конкретно: тепловые эффекты, скорость
химических реакций, химическое равновесие,
окислительно-восстановительные реакции. Зная эту проблему, мы с
коллегами написали учебник «Начала химии», в котором и восполнили
существующие в школьной программе пробелы.
- В.В., бывали ситуации, когда
студенты или даже абитуриенты разговаривали с Вами «на равных» по
уровню знаний? И как Вы в таких ситуациях себя чувствовали?
- Могу сказать, что некоторые ребята знают химию в
целом лучше, чем их преподаватели. Бывают очень яркие дарования.
Меня лично « утешает» то, что в моей области – квантовой химии – им
пока до меня далеко. А насчет того, как я себя чувствую в таких
ситуациях, я хочу рассказать одну историю.
В начале 60-х в
Советский Союз приехал Нильс Бор – это было событие огромной
важности для научной жизни страны!. Бор читал в МГУ лекцию на
физфаке и какой-то студент спросил, как ему удалось стать лидером
такой большой научной школы. Бор сказал: «Это потому, что я никогда
не боялся показать ученикам, что я глупее их». А переводчик перевел
« не боялся показать, что все они - дураки». Неточность перевода,
конечно, заметили, переводчик быстро извинился и сказал, что
оговорился. А академик Петр Капица , присутствовавший на этой
встрече, заметил, что это - не оговорка, а принципиальное отличие
школ Бора и Ландау. К школе последнего и принадлежал переводчик. Так
вот, мне близка позиция Бора: « Не надо бояться показать ученику,
что в чем-то ты слабее его!». Правда, у этого принципа есть
продолжение: «Не показывай учителю, что ты умнее
его».
- В.В, Вы такой «правильный» учитель.
Наверное, Ваши дети Вами гордятся?
- Не знаю, как
насчет гордятся. А вот то, что я, как химик , им принес некоторую
пользу, это точно. Когда моя дочь поступала на медицинский факультет
МГУ, я занимался с ней химией. А для сына я вообще написал школьный
учебник.
-?….
- Я
однажды пролистал учебники по химии, по которым предстояло в будущем
учиться моему сыну, и понял, что они никуда не годятся. И я решил
написать свою книжку – так, чтобы было понятно и интересно. Когда я
излагал ту или иную тему, я представлял своего ребенка и писал так.,
чтобы было просто. Между прочим, это очень трудно - писать просто о
сложном. Так что я этим учебником горжусь. Мне кажется, что он
получился и поможет многим мальчишкам и девчонкам понять и полюбить
химию.
Источник:
В США обнаружена новая разновидность вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). Новый вирус отличается необычной агрессивностью и скоростью - клиническую картину СПИДа он вызывает уже через несколько месяцев после заражения, а не через 8-10 лет, как "нормальный" ВИЧ. Вирус выделен уже у двух человек в разных городах страны...
С "Байконура" стартовал космический корабль "Союз ТМА-6" с 11-м экипажем МКС на борту. Старт прошел штатно, в 4:55 корабль вышел на орбиту сближения с МКС. 17 апреля он должен пристыковаться к МКС, на которой россиянину Сергею Крикалеву и американцу Джону Филлипсу предстоит провести полгода.
Сенат Соединенных Штатов одобрил назначение физика Майкла Гриффина (Michael Griffin) на пост главы NASA. Сенаторы не стали затягивать с голосованием по кандидатуре 11 директора космического агентства, надеясь, что выигранные дни Гриффин сможет потратить на более тщательную подготовку намеченного на май запуска американского шаттла.
Во всём мире голод убивает больше людей, чем СПИД, малярия и туберкулез вместе взятые. Чтобы рассказать об этом детям, Организация Объёдиненных Наций пошла на неожиданный шаг — выпустила видеоигру: жителей виртуального острова Шейлан (Sheylan) нужно срочно накормить.
Треть опрошенных россиян (33%), по их словам, были взволнованы сообщением о смерти папы Иоанна Павла II. Чаще других об этом говорили жители мегаполисов (47%), а также люди с высшим образованием (39%). Однако почти вдвое больше опрошенных (63%) сказали, что отнеслись к этому сообщению без особых эмоций.
Лицензию на производство добавки, упрочняющей пластмассу, получили производители кукурузы из штата Айова вместе с исследователями из Тихоокеанской Северо-западной Национальной Лаборатории в штате Вашингтон – речь идет о сбережении нефтепродуктов
Форум » О работе сайта » О нашей рассылке
В последнее время наша рассылка стала изменяться. Что нравится и что НЕ нравится Вам в нашем издании. Ждём Ваших откликов и предложений
Форум » Ваши предложения » помогите...
Нам задали доклад по НЕскучной химии, помогите предложениями....
Химики шутят: аннотация по применению цианида калия
Эффект настyпает чеpез 5-15 сек. И пpодолжается неогpаниченное вpемя. Пpи пеpоpальном пpименении взаимодействyет с HCl желyдка с обpазованием HCN и KCl. [07.04.05, 18:59]
В.В.Еремин: "Школьный учебник я написал для сына..."
Вадим Владимирович Еремин - руководитель Российской сборной команды по химии на международных олимпиадах, автор тестовых заданий и член жюри 14-ой Межрегиональной дистанционной олимпиады. [15.04.05, 17:02]