В перспективе, эту особенность можно будет использовать для регулирования биологических свойств нанопробирок. Это достаточно важно, так как нанопробирки можно будет использовать для доставки в организм человека небольших доз лекарств. А регулируя биологические свойства нанопробирок, можно обеспечить их взаимодействие с нужными клетками. Впрочем, до практического использования нанопробирок дело дойдет не ранее чем лет через десять, а то и двадцать.
Когда температура превышает некий порог, деревья и другие растения выделяют соединения, стимулирующие производство озона. Открытие было сделано в ходе проведения измерений в течение двух недель в конце прошлогодней "тепловой волны". Когда температура поднимается выше 35 градусов, лиственные деревья начинают испускать гораздо больше изопрена - по сравнению с 25 градусами, выработка этого вещества увеличивается в 10 раз. Изопрен участвует в реакциях, в ходе которых оксиды азота из автомобильных выхлопов превращаются в озон. За время "тепловой волны" концентрация этого вещества в воздухе возросла на 30%. Предельно допустимая концентрация составляет по европейским нормам 180 микрограммов на кубический метр воздуха. 6 августа в Лондоне было зарегистрировано 300 микрограмм на куб. метр.
Однако есть несколько препятствий, которые нужно обойти, прежде чем продукт попадет в продажу. Например, большинство природных ферментов работает только в очень узких температурных диапазонах. Иимото только собирается проверить, будет ли змеиный фермент работать как в горячей, так и в холодной воде.
Сделать плитку можно по-разному. В любом случае, сначала собранные стекла необходимо измельчить, перемешать с мелом или кварцевым песком, или другими минеральными компонентами. Следующий шаг - варка в печке, при полутора тысячах градусов. После охлаждения из нее выходят стеклянные гранулы размером около полусантиметра, самых разных цветов. Цвет гранулы определяет краситель, добавленный к стеклянной смеси. Затем гранулы нагревают до высокой температуры, они начинают плавиться и спекаются. Как только материал начинает спекаться, его частично кристаллизуют. Кристаллизация - это самая главная часть процесса, она нужна для того, чтобы по своему внешнему виду стекло стало подобно природному камню. И только после всего этого материал охлаждают в специальных плиточных формах. А как быть, если мы захотим получить плитку такого же цвета, как и у стеклянных отходов? Спиридонов объясняет: "Здесь технология может быть иной: нужно расплавить и спекать измельченное стекло и другие компоненты сразу, без предварительной варки, а затем охладить в формах. Тогда получится полупрозрачная плитка цвета битого стекла".
А теперь об употреблении плиток. Годятся такие изделия для укладки на внутренние стены зданий, пол, на обычный цементный раствор. Кроме прекрасных декоративных свойств, они достаточно тверды, прочны и способны долго сопротивляться истиранию. Естественно, стеклянные плитки - влагостойкие, поэтому чаще всего их крепят к стенам ванных комнат и других помещений, где есть вода. Подобные плитки из отходов умеют делать сегодня во многих странах, например, в Японии. Однако покупать японские плитки было бы много дороже, если учесть, что наши отходы - бесплатные. Правда нужно еще остатки стеклянных бутылок, банок и оконных стекол собрать в большом количестве и без дополнительных затрат на перевозку. Возможно, помочь решить такую задачу сможет правительство Москвы, которое планирует в будущем организовать в столице раздельный сбор мусора -металл отдельно и стекло отдельно, как это давно уже принято в Америке и Европе.
Это и в самом деле была встреча двух гигантов. Первый из них - наверное, один из лучших российских институтов (и по оснащению научными приборами, и по сформированным в стенах института научным школам). В сорока лабораториях ИБХ ведутся самые различные исследования многообразных и загадочных процессов, происходящих в живом организме. Многое из того, что разрабатывается в институте, может представлять практический интерес для медицинской промышленности. Второй - крупнейшая фармацевтическая компания, которая не просто торгует известными лекарствами, но и в буквальном смысле слова создает новые: от идеи и научной разработки до конечной продажи готовой лекарственной формы.
Все отлично знают, что наша наука испытывает большие сложности с финансированием. В последние десять лет развалились многие научные школы, приборы устарели и не были заменены новыми, многие талантливые ученые переехали работать за рубеж. Некоторым институтам, в частности ИБХ, все-таки удалось сохранить свой научный потенциал, но значительная часть результатов, полученных в его лабораториях (как и во многих других), подолгу не находит практического применения. Правда, в декабре прошлого года наша страна наконец, начала выпускать синтетический инсулин, разработанный много лет назад именно в ИБХ. Но это многолетнее запаздывание только еще раз показывает, насколько плохо у нас налажена связь науки с производством. Как справедливо заметил академик М.П.Кирпичников, в нашей стране нет и никогда не было хоть чего-то отдаленно напоминающего фармацевтический концерн с полным циклом "наука - испытания - производство". Может быть, этот семинар станет если не первым шагом, то хотя бы попыткой шага в этом направлении? Ведь прежде чем создавать концерны у себя, необходимо понять, как функционируют уже существующие. Нельзя сказать, чтобы "Novartis AG" прежде не проявляла интереса к сотрудничеству с российскими учеными. Почти десять лет назад, в середине 90-х годов, она уже проводила совместные исследования с ИБХ РАН, результатом которых стали научные публикации. Вообще швейцарская компания живо интересуется новейшими разработками и сама ведет их весьма активно. На российском рынке есть представительство "Novartis AG", которое занимается регистрацией и распространением препаратов компании. Однако сейчас компания задумалась о более тесном сотрудничестве.
Во время двухдневного семинара по десять участников с российской и швейцарской стороны рассказали о своих работах. Помимо швейцарских ученых в Москву на семинар приехал глава департамента научных разработок и исследований компании "Novartis AG" профессор П.Л.Херрлинг. Уже сейчас понятно, что у российского института и швейцарской компании есть много точек соприкосновения. Директор ИБХ РАН академик В.Т.Иванов считает, что начать совместную работу можно с некоторых проектов, в которых обязательно определить права собственности на конечный продукт. При этом россияне ждут от западного партнера денег на продолжение уже начатых работ. Впрочем, профессор П.Л.Херрлинг тоже заявил, что речь должна идти о равноправном взаимовыгодном сотрудничестве, а не о заказных научных исследованиях.
Каким будет следующий шаг, пока сказать трудно. Но если "Novartis AG" возьмется за внедрение наших методик и препаратов - это уже неплохо, ведь у нас-то все равно денег нет, только мозги и рабочая сила. А вдруг когда-нибудь российский капитал вдохновится наглядным примером успешного инвестирования в большую науку, и у нас появится свой "Novartis AG"?
Изменениям подверглись все российские банкноты номиналом в 10, 50, 100, 500 и 1000 рублей. Новые банкноты в 5 рублей уже не печатаются и в обращении встречаются редко. На всех банкнотах использовано недавнее изобретение специалистов "Гознака" - муаровый эффект (MVC-эффект). Защищенный патентом и не имеющий мировых аналогов метод основан на оптическом эффекте, когда краска под разными углами зрения распадается на цветные узоры и один цвет плавно переходит в другой. Воспроизвести этот признак сканированием или на множительной технике невозможно.
Начиная с купюры в 10 рублей на банкнотах появится ныряющая нить из алюминия, покрытого слоем полимера. Сложнейшая технология (толщина банкноты 100 микрон, толщина нити - 30 микрон) также разработана нашими специалистами. Начиная с купюры в 100 рублей на банкноты лазерным лучом наносится микроперфорация. Технология производства дырявых денег освоена только Швейцарией и Россией. Во многом благодаря лазерному прожиганию швейцарские франки считаются самой защищенной валютой, не знающей случаев подделки этого признака. Жаль лишь, что уникальные установки-дыроколы, Россия, родина лазеров, приобретает в Швейцарии.
Наконец, на банкнотах в 1000 рублей будет применена трафаретная печать для цветопеременной краски вместо металлографической печати. Это новшество улучшает видимый эффект, и медведь на купюре, в зависимости от того, как на него взглянуть, будет менять цвет. Все эти защитные признаки понятны простому обывателю, для определения подделки не надо вооружаться никаким инструментом.
Российскими специалистами разработаны еще два приоритетных и адресованных экспертам признака. Это защитные волокна, которые видны лишь через лупу, под ультрафиолетовом освещением. А также особо скрытые признаки, доступные лишь банковским машинам. Словом, можно понять начальника отдела создания новых технологий "Гознака" Александра Мочалова, который с некоторой заносчивостью заявляет, что доллары как валюту он, дескать, уважает, но как продукт, защищенный от подделки, в грош не ставит.
Исследователи изучили реакции между озоном и молекулами аэрозолей, которые испускаются освежителями воздуха. Озон образуется вблизи земной поверхности, когда выхлопы транспортных средств реагирует с солнечным светом. Он является обычным городским загрязнителем. Но некоторые люди фактически используют генераторы озона в своих домах, чтобы удалить нежелательные запахи и 'очистить' воздух в квартире. Эти приборы создают внутренние уровни озона, которые намного выше, чем даже вблизи оживленной автотрассы. В настоящее время никто не занимается регулированием нормативов для домашних уровней озона. Озона много в квартире и без этих приборов. Он возникает посредством работы домашних бытовых приборов, от взаимодействия электрических искр и кислорода.
"Если Вы обеспокоены чистотой домашнего воздуха, Вы не должны содержать никаких дополнительных химических источников в вашем доме, включая освежители и озоногенераторы", сообщает Фрэнк Принкайотта, директор отдела по Предотвращению Загрязнения Воздуха АГЕНТСТВА ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
"Это исследование АГЕНТСТВА ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ только предварительное, поскольку базируется на испытаниях в лабораторной комнате, а не доме или квартире", предостерегает Кен Джайлс, общественный представитель по связям с прессой в американской Комиссии Безопасности Потребительской Продукции, которая следит за качеством и безопасностью таких бытовых приборов, как освежители воздуха.
"Но мы не думаем, что освеженный химическим путем воздух – хорошее мероприятие ", добавляет он. Лучше предотвратить запахи, которые Вы пытаетесь замаскировать, вместо того, чтобы покрыть их с большим количеством химических ароматизаторов, говорит он.
Ученые нашли, что смешивание озона и химикалий освежителей воздуха способствовало образованию формальдегидных соединений при концентрации приблизительно 50 микрограммов на каждый кубический метр воздуха. Это близко к верхнему пределу нормальной концентрации частиц. Но в обычной комнате эта концентрация будет больше чем 100 микрограммов частиц на кубический метр, говорит Кен Донолдсон, токсиколог в Эдинбургском Университете Великобритании. Есть потенциальные решения этой проблемы. Изготовители освежителей воздуха могли бы ограничить эти химические реакции, изменяя их формулу.