Людмила Юрьевна Аликберова
отвечает на Ваши и наши вопросы


Сегодня у нас в гостях человек, который не нуждается в особом представлении. Людмила Юрьевна Аликберова известна практически всем, кто знаком с сайтом АЛХИМИК.Ру, Федерацией Интернет Образования и, конечно, её научно-популярными книгами. В одном из интервью Людмилу Юрьевну назвали "химией с человеческим лицом". И это верно: она никогда не отказывает в помощи тем, кто к ней обращается, и объясняет все задачи просто и доходчиво. Не отказала Людмила Юрьевна и нам: интервью с нею составлено в основном по Вашим, читатели, вопросам.

- Итак, первый вопрос, который интересует, наверное, многих, особенно тех, кто сам делает какие-либо проекты в сети. Сергей спрашивает, "как и когда у Вас появилась мысль создать сайт АЛХИМИК"?

- Одна из написанных мною в соавторстве популярных книг по химии долго не могла найти издателя. А материал казался хорошим, интересным и нужным. Хотелось донести сведения по химии в быту и описания некоторых эффектных химических опытов до людей, причем не просто в форме готовых рецептов, а с объяснением, что и почему. Дети-программисты (сейчас они уже вполне состоявшиеся специалисты, обзавелись семьями и детьми) помогли с начальным этапом создания сайта, хостингом, и заодно присоветовали добавить страничку для абитуриентов химических вузов. Вот с этого все и началось четыре года назад в июне 2000 г.

- Михаил спрашивает: "как выглядит "кухня" АЛХИМИКа, и кто помогает Вам в работе"?

- Дальнейшее развитие, новые рубрики и прочее – в основном результат писем моих читателей. Много вопросов по свойствам веществ, химическим константам – вот вам «Химический справочник», есть интерес к истории химии – пожалуйте в «Химическую кунсткамеру», студенты вуза, где я работаю, нуждаются в учебной литературе и хотят оперативно узнавать задания по неорганике – и вот появляется «Студиозус», а следом – «Ценные указания» с задачником, методичками по химии, полным «Практикумом» для 1 курса. Ну и так далее – «Учительская», «Химическая всячина» и прочее. Материал в основном авторский (в основе - мои книжки, книги и статьи моих друзей и коллег, кое-что написано специально для сайта – например, многие биографии великих химиков и физиков). И в Детской размещены некоторые из творений моего старшего внука. Возникают технические проблемы – помогают Андрей и Ольга Аликберовы и Марина Миланина. Своего рода «семейное дело». Правда, иногда помогают люди незнакомые, вернее, знакомые по эл. почте (присылают материалы для справочника, отсканированные книги, портреты, иллюстрации). А я все это размещаю на сайте в меру своего умения и вкуса. Ну и конечно, отдельная песня – это «Новости», «Консультации» и «Ответы на вопросы». Здесь все делаю «вручную» и, по возможности, регулярно.
Вот такая «кухня»… В последние 2-3 месяца отвечать на вопросы по органической химии помогает Юлия Березовская – преподаватель кафедры органической химии МИТХТ.

- Какова, на Ваш взгляд перспектива АЛХИМИКа и как он будет развиваться - вопрос от Кирилла.

- Развитие АЛХИМИКА, возможно, приведет в выделению каких-то «дочерних» проектов, но лучше, если все останется как есть, просто будет увеличиваться количество материалов, появятся новые рубрики. Ведь это очень интересно – как бы выпускать свой собственный (и многим интересный) «журнал».

- Владимир выражает Вам благодарность: "Мне всегда приятно получать рассылку, заходить, если позволяет время на ваши странички... хочу пожелать Людмиле Юрьевне, всем кто помогает вести рассылку крепкого здоровья, успехов во всех делах". И вопрос, уже от меня: насколько аудитория АЛХИМИКа интерактивна, т.е. присылает ли отзывы, участвует ли в обсуждении.

- Спасибо Владимиру за добрые слова. Со многими посетителями сайта переписываюсь, кое с кем уже несколько лет. Некоторые ко мне приезжали, даже из других городов. Отзывы посетители оставляют на каждой страничке отдельно – а я имею возможность их просматривать и там же отвечать. За 4 года – почти 4 тысячи отзывов… Письма помогают развивать сайт, подсказывают интересные темы.

- Теперь несколько слов об образовании. Сергей интересуется Вашим отношением к Единому Экзамену: "как показали его результаты в Москве, много выпускников теряется от "необычности" самого экзамена, не всегда понимает задание, стремится решить все задачи вместо постепенного решения сначала более легких".

- Не хочу ни ругать, ни хвалить ЕГЭ в принципе. Хотя не все школьные предметы поддаются «раскладке» на формальные вопросы тестов (литература??? история???). Формальный подход в образовании вообще вреден. Но что делать, нет у нас столько Аристотелей, чтобы всех наших Александров Македонских обучать в индивидуальном порядке, прогуливаясь по саду. Проще говоря – не хватает учителей-предметников. И не хватает Учителей (с большой буквы). Наверное, задуман ЕГЭ был как ориентир для учеников несчастного педагога, который один преподает и химию, и математику, и труд, и физкультуру. Однако многие задания ЕГЭ по химии, несомненно, неудачные.

- Какие тенденции в образовании, на Ваш взгляд, сейчас преобладают, каких изменений следует ждать в школьной программе по химии.

- Тенденция, к сожалению, одна – сократить и упростить все до предела. Тенденция опасная. Обойти ее поможет только компьютеризация (с выходом средней и высшей школы на новый методический уровень) и развитие сетевых технологий обучения.

Расскажите, пожалуйста, несколько слов о Вашей работе в ФИО, просит Андрей

- Моя работа в Федерации Интернет-образования заключается в сборе, подготовке и размещении в Сети методических материалов, которые могут помочь учителям в их повседневной деятельности. Само по себе это занятие казалось бы даже рутинным, но знали бы вы, какие интересные люди там работают! Мне посчастливилось участвовать с ними в проекте «Интернет-класс» по обучению детей через Сеть…

- Как Вы выбрали будущую специальность, как увлеклись химией и какой ВУЗ Вы закончили, какая специальность - интересуются Сергей, Андрей и chemboy.

- О выборе профессии химика отвечать мне трудно – это было далеко не вчера. Вероятно, сыграло роль то, что учителя по химии были хорошими интересными людьми. Поступила в Московский институт тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова на романтическую специальность «Химия и технология редких и рассеянных элементов». Училась хорошо, осталась в аспирантуре на кафедре неорганической химии, потом несколько лет работала в Институте химреактивов и особо чистых веществ. И вот я снова в МИТХТ, уже преподавателем…

- Вы автор многих научно-популярных книг по химии, кроме того, сайт АЛХИМИК тоже научно-популярный. Вы всегда хотели писать о химии или это пришло со временем.

- Писать книги по химии захотелось, когда накопились интересные и полезные сведения, которыми можно поделиться с большим числом людей.

- И в заключении, если можно, пожелание всем юным, и не очень химикам.

- Химия – наука увлекательная, поэтому пожелаю юным и не очень юным, а также вполне зрелым химикам: интересных, безопасных, эффектных, практически важных опытов и экспериментов!!!