Новости от chemworld.narod.ru : выпуск #40



[Химический календарь. Октябрь]


Дни рождения химиков в ноябре

Александр Порфирьевич БОРОДИН (12.XI.1833 - 27.II.1887)

- в деятельности Бородина могут быть отмечены три параллельных направления: научное, общественно-педагогическое и музыкальное. Если на первые два направления взгляд может быть точно установлен, то об последнем этого еще нельзя сказать. По мнению одних, в числе которых находится Лист, Бородина нужно считать одним из наиболее выдающихся европейских композиторов; по мнению других - он человек большого таланта, принявший "худое" направление... [биография]
Годовщины событий в ноябре

30 ноября 1814 года

Константин Сигизмундович Кирхгоф доложил Петербургской академии наук о результатах своих опытах посвящённых "образованию сахара соложом зерна и при обваривании муки кипятком" - реакции гидролиза крахмала. Позднее Кирхгоф выяснил, что гидролиз последнего проходит не только ферментативно (под действием солода), но и при действии кислот.

[Химические новости]


Новый метод определение возраста вещества

Американские физики разработали новый метод изотопного определения возраста различных веществ и предметов - криптонный. Он поможет ученым там, где радиоуглеродный метод пасует. Первое "полевое" тестирование нового метода было проведено в пустыне на западе Египта, и сразу же преподнесло сюрприз. Оказалось, что вода в исследуемом колодце находилась под землей около 500 тыс. Радиоуглеродный метод эффективен, если исследуемому образцу не больше 50 тыс. лет. Криптонный способен работать на значительно более старых образцах - ведь период полураспада критония-81 составляет 230 тыс. лет (у углерода-14 - 5.6 тыс. лет). Однако, у нового метода есть недостаток: криптон - чрезвычайно редкий на Земле элемент, и для его выделения необходимо переработать большое количество исходного вещества. Американцам удалось существенно увеличить чувствительность анализаторов, но все равно для проведения анализа им пришлось пропустить через свой прибор около 2 т воды.

Физики создали кристалл из ничего

Учёные из американской национальной лаборатории Брукхэвен (Brookhaven National Laboratory) открыли новое явление, которое может пролить свет на тонкости формирования в веществе состояния сверхпроводимости — они получили кристаллическую решётку из дырок. Речь идёт о тех дырках, которые возникают в металлах и полупроводниках. Дырки — области, где нет электронов, обычно "путешествующих" по всему объёму вещества. Хотя дырки это — "отсутствие" чего-либо, дырки в микромире ведут себя как частицы (заряженные положительно) и способны двигаться, формируя ток. Однако до сих пор никто не наблюдал, как дырки могут взаимодействовать между собой и тем более — составлять регулярную кристаллическую решётку. Исследователи изучали поведение электронов (а значит — и дырок) в необычном материале. Это были два слоя оксида меди, в которых молекулы сформировали особые длинные цепи. Между двумя медными слоями лежал одноатомный слой стронция. Этот сандвич физики облучали мощным рентгеном и обнаружили, что он для таких лучей (в определённом диапазоне частот) — является практически зеркальным, отражающим рентген назад. По словам учёных, это возможно только при формировании упорядоченной кристаллической решётки из дырок в одном из медных слоёв. Дырочный кристалл родственен тому состоянию вещества, при котором возникает эффект сверхпроводимости. Ведь в нём электроны также начинают перемещаться согласованно. Так что авторы работы считают открытие ценным именно для продвижения в этой области знаний. Возможно, это исследование станет ключом к высокотемпературной сверхпроводимости.

Новая гипотеза о принципе работы природных ядерных реакторов

Команда ученых из Университета имени Дж. Вашингтона в Сент-Луисе (штат Миссури), возглавляемая Алексом Мешиком, выдвинула новую гипотезу о принципах работы древних природных ядерных реакторов, действовавших на Земле около двух миллиардов лет назад.

Такие реакторы, напомним, были обнаружены в 1972 году в районах урановых месторождений Окло и Бангомбе в Габоне - одной из стран экваториальной Африки. Причем исследования показали, что уран здесь подвергался цепной ядерной реакции, при которой выброшенные при делении ядра нейтроны расщепляют ядра других атомов и т.д. Цепная реакция сопровождается выделением большого количества тепла, поэтому до сих пор оставалось неясным, почему природные реакторы в Габоне не взрывались. Теперь ученые утверждают, что нашли объяснение данному явлению. Сотрудники Вашингтонского университета считают, что работа естественных ядерных реакторов поддерживалась благодаря наличию горных водных источников. Дело в том, что в современных реакторах используется замедлитель, необходимый для снижения скорости движения испускаемых нейтронов и поддержания цепной реакции.

Как сообщает Nature, именно горные ручьи и играли роль такого замедлителя в древности. Причем после попадания в природный реактор вода закипала и испарялась, в результате чего цепная реакция на время приостанавливалась. На охлаждение реактора и накопление воды требовались примерно два с половиной часа, длительность активного периода составляла порядка 30 минут. Примечательно также, что команда Мешика обнаружила большое количество ксенона в найденном возле Окло фосфате алюминия. Ксенон является продуктом расщепления атомного ядра и в современных ядреных реакторах этот газ выбрасывается в атмосферу.

Новые открытия в сфере СПИДа

В американском Национальном институте аллергии и инфекционных заболеваний обнаружен человеческий энзим, играющий ключевую роль в механизме репликации вируса иммунодефицита человека. Этот энзим обеспечивает выход РНК с вирусной информацией из ядра зараженной клетки, после чего начинается синтез новых вирусных частиц. Обнаружение этого энзима открывает возможности для разработки нового типа ингибиторов СПИДа - лекарств, замедляющих развитие инфекции. На сегодня уже существуют два типа ингибиторов, которые значительно продлевают жизнь больных СПИДом. Однако эти лекарства основаны на подавлении энзимов самого вируса, и в случае его мутации могут потерять эффективность. Средствам, подавляющим работу человеческого энзима, это не грозит. Однако создание таких лекарств потребует, по меньшей мере, нескольких лет работы.