Обращение редактора

Здравствуйте!
Учебный год вот-вот начнётся, а с его началом в нашем проекте произойдут некоторые изменения, надо пологать, что в лучшую сторону. Работа над новыми разделами уже кипит, кое-где изменяется дизайн, налаживается взаимодействие с другими интернет-сайтами, а также с некоторыми журналами. В своей работе нам очень важно Ваше мнение. Изложить его Вы можете: С уважением, Грибанов Василий

Исторический календарь на сентябрь. Химики и физики

• Алексадр Михайлович БУТЛЕРОВ (15.9.1828-17.8.1886)
  • КЕКУЛЕ Фридрих Август (7.9.1829-13.7.1896)
  • ФАРАДЕЙ Майкл (22.9.1791-25.8.1867)
  • Александр Николаевич НЕСМЕЯНОВ (9.09.1899-17.01.1980)
  • ДАЛЬТОН Джон (6.9.1766-27.7.1844)
  • Джеймс ДЬЮАР (20.9.1842-27.3.1923)
  • Подробный исторический календарь на Сентябрь

Водородная энергетика скоро грянет

Эффективная и экологически чистая технология разложения воды на кислород и водород за счет солнечного излучения станет коммерчески доступна в течение ближайших семи лет. Так утверждают австралийские ученые из университета Нового Южного Уэльса. Созданная ими специальная керамика на основе оксида титана позволяет спроектировать установку для разложения воды без движущихся частей и вредных выбросов. Фотоэлектроды из титановой керамики имеют подходящие полупроводниковые свойства и устойчивы к коррозии. По словам разработчиков, на сегодня создание промышленной установки для разложения воды представляет собой чисто инженерную задачу. Ее решение даст практически неограниченный источник недорогой экологически чистой энергии. [26/08/04]

Открыто новое состояние вещества

Японские исследователи обнаружили состояние вещества, в 10 раз превышающее по плотности атомное ядро. На ускорителе элементарных частиц они получали К-мезоны, которые затем сталкивались с атомами гелия. Оказалось, что, внедрившись в ядро, К-мезон резко усиливает притяжение между протонами и нейтронами. В результате плотность атомного ядра увеличивается в 10 раз. До сих пор считалось, что плотность ядерного вещества практически неизменна, за исключением глубоких слоев нейтронных звезд. Таким образом, полученные короткоживущие ядра – самое плотное состояние вещества, достигнутое на Земле. [26/08/04]

Полимер из мяча для гольфа залечивает пулевые отверстия

Группа инженеров во главе с Кристофером Колином (Christopher Coughlin) из военно-морской команды по работе с пневматическими системами (Naval Air Systems Command) полагает, что материал, из которого делаются мячи для гольфа, может благодаря эффекту "самозаживления" помочь в защите топливных баков самолётов от пуль. Недавно американские учёные обнаружили, что полимер, которым покрывают кегли для боулинга, шлемы и мячи для гольфа, имеет любопытную особенность – он может очень быстро "стягивать" пулевые отверстия. Они попытались разобраться в механизме "самозаживления" полимера, для чего использовали лист материала толщиной 1,5 мм под названием Surlyn, изготовленного фирмой DuPont. Этот лист был расстрелян различными типами пуль. Наиболее быстро зажили "раны", сделанные заострёнными пулями небольшого калибра – 5,6 мм, в то время как пули более крупные с тупым наконечником, особенно направленные под углом, оставляли в материале "незаживающие" отверстия.

Учёные предполагают, что всё дело в "тающих свойствах" полимера – "самозаживление" происходит, когда пули нагревают Surlyn до определённой температуры. В настоящее время при соприкосновении с топливом полимер распадается, так что необходимо провести больше исследований, прежде чем использовать материал для покрытия топливных баков. Кристофер Колин считает, что эту проблему можно решить, если поэкспериментировать с более стойким к топливу материалом, например, уретаном. [25/08/04]

Полимерные нанопроводники откроют дорогу солнечным пластмассам

Сотрудники американской национальной лаборатории Брукхэвен (Brookhaven National Laboratory) и университета Флориды (University of Florida) сумели пропустить мощные электрические заряды по полимерным проводникам. Одним из ключевых моментов в создании так называемых "солнечных пластмасс" – является изучение прохождения энергии по полимерным цепочкам. Чтобы молекулярные цепи нанометрового масштаба смогли заменить традиционный кремний в фотоэлектрических преобразователях, нужно заставить их проводить ток и понять – какие энергетические барьеры вынуждены преодолевать заряды при прохождении полимерных цепочек и перескакивании с одной такой молекулы на другую. Это должно помочь в выборе лучших для данной цели полимеров и структуры солнечных панелей.

Физики поместили полимерные проводники в ёмкости с органической жидкостью. Затем они обстреливали полимерные цепи прямо сквозь жидкость потоком электронов высокой энергии, полученных на ускорителе. В результате на разных концах молекулярных цепочек создавался дисбаланс зарядов, и затем полимерные проводники пропускали через себя импульс тока. Органические молекулы при этом служили затравкой, поставляя в цепь вторичные, выбитые потоком лучей, электроны, или наоборот – дырки, в нанопроводники. Сочетание нанометровых размеров со способностью проводить ток, позволит применить эти полимеры в новых поколениях наноустройств, а также – в необычных солнечных батареях. [24/08/04]

Химики используют живых мышей в качестве пробирок

Профессор Кэролин Бертоззи (Carolyn Bertozzi) из университета Калифорнии в Беркли (UC Berkeley) во время своих химических экспериментов вместо того, чтобы использовать пробирки, чашки и колбы, смешивает химикалии в живых организмах.
    "Мы используем мышей в качестве пробирок, проводим химические реакции, которые дают нам новые знания о биологии и заболеваниях, не причиняя физиологического вреда, — рассказала исследовательница. — Это действительно мощная техника, мы думаем, у неё есть потенциал изменить методы применения химических процессов в биологии".
    Бертоззи применяет химикалии, которые не взаимодействуют с молекулами в организме мышей — только друг с другом. Таким образом, учёные в результате определённой химической реакции могут пометить некоторые клетки у живых мышей. Профессор и её коллеги сосредоточились на реакции между азидами (состоят из трёх молекул азота, которые можно незаметно для организма добавить к биологическим молекулам с помощью глюкозы) и фосфинами (содержат молекулы, которые реагируют с азидами и формируют устойчивый состав). Учёным удалось присоединить к фосфину маркер — флуоресцентную молекулу FLAG — и тем самым пометить клетки. Предполагается, что этот метод в будущем можно будет использоваться в диагностических и не только целях. [21/08/04]