15.07.2004 нашей рассылке исполнилось полгода, а 13.07.2004 она стала "серебряной"!

Исторический календарь на июль. Химики и физики

Дни рождения химиков и физиков

Аммиак свидетельствует: на Марсе может быть жизнь

В атмосфере Марса обнаружены следы аммиака, что может означать существование на этой планете органической жизни. По словам исследователей, линии аммиака отмечаются в спектрах марсианской атмосферы, полученных орбитальной станцией Mars Express. Первые данные о следах аммиака в марсианской атмосфере были получены планетарным спектрометром Фурье (ПСФ), установленным на борту Mars Express. Спектрометр ПСФ анализирует излучение в диапазонах 1.2-5 микрон и 5-50 микрон. Спектры в этих диапазонах способны зафиксировать наличие сложных молекул, например, воды или двуокиси углерода. Аммиак фиксируется в спектральной линии на 10 микронах.

Пока что ученым удалось проанализировать лишь небольшую часть данным, полученных с помощью спектрометра ПСФ, несмотря на то, что Mars Express находится на орбите вокруг Марса с декабря 2003 года. По словам исследователей, причиной этого является как сложность самого прибора, так и технические проблемы с энергоснабжением самой станции. Пока что спектрометр ПСФ наблюдал уменьшение содержания двуокиси углерода и повышение содержания водного пара над крупнейшими вулканическими кратерами на Марсе. Однако особый интерес ученых привлекли данные о содержании в атмосфере планеты небольших примесей, которые обнаруживаются спектрометром в режиме высокого разрешения. Несколько месяцев назад таким образом в марсианской атмосфере были обнаружены следы метана. Это еще один газ, который может иметь органический источник происхождения.

Молекулы аммиака не могут существовать в устойчивой форме в марсианской атмосфере. Если этот газ не пополняется каким-то образом, он в течение нескольких часов исчезает. Ученым пришлось исключить возможность того, что аммиак мог попасть в атмосферу из амортизационных мешков спускаемого аппарата Beagle-2, который был утерян при попытке посадки на Марсе. Анализ показал, что распределение аммиака не совместимо с этой гипотезой. Значение наличия аммиака в марсианской атмосфере состоит в том, что этот газ является комбинацией молекул азота и водорода. Азота на Марсе мало, но так как ни одна форма земной жизни не может обойтись без него, наличие аммиака может указывать на то, что марсианские бактерии, если, конечно, они существуют, могут перерабатывать его. Как сказал один их экспертов НАСА, не существует никаких иных объяснений наличия аммиака в марсианской атмосфере, которые не основывались бы на наличии жизни на планете.

Под Альпами будет нейтринная лаборатория

Французские и итальянские ученые планируют строительство большой подземной лаборатории под Альпами – для исследования все тех же нейтрино. Она будет состоять из огромного бассейна, содержащего сотни тысяч кубических метров сверхчистой воды. Детекторы, окружающие бассейн, будут ловить вспышки света, возникающие при попадании субатомных частиц в водоем. Лаборатория будет заниматься исследованием физики Солнца и изучением основных сил природы. Megaton Detector будет связан с другим проектом, реализуемым под Апеннинами, Национальной лабораторией Гран-Сассо (Италия). Трубки-фотоумножители, выстилающие огромный бассейн, будут замечать излучение Черенкова, создаваемое заряженными частицами в резервуаре при прохождении нейтрино. Новая лаборатория будет больше и точнее японского детектора Супер-Камиоканде. Вторая исследовательская задача лаборатории – понаблюдать за распадом протонов. Если таковой будет замечен, это позволит физикам получить ценные данные для унифицированного описания фундаментальных сил природы. Если распад протонов существует, то новый детектор сможет заметить его в ближайшие пять лет. Все строительство от поиска средств до пуска оборудования может занять 10 лет.

Разработан ускоренный метод копирования молекул ДНК

В американской биотехнологической компании New England Biolabs разработан новый ускоренный метод копирования молекул ДНК. Для проведения анализа требуется предварительно размножить молекулу ДНК в достаточном количестве.

Для этого двойная спираль ДНК расплетается путем нагрева, после чего на ее ветвях синтезируются копии молекулы. Затем образец охлаждается, нити сплетаются, и все повторяется заново. Такой процесс подготовки к анализу занимает около часа. В новом методе вместо теплового воздействия спираль ДНК расплетается специальным энзимом хеликазой при постоянной температуре 37 градусов Цельсия. Это похоже на то, как происходит естественная репликация ДНК при делении клетки. Однако новый метод справляется с работой за 15 минут, но пока может копировать лишь небольшие фрагменты ДНК длиной около 200 нуклеотидов.

Создана прядильная машина для углеродных нановолокон

Учёные из британо-американского института Кембридж-МИТ (Cambridge-MIT Institute) создали "прялку", которая производит длинные нити из углеродных нанотрубок. Углеродные нанотрубки – необычайно лёгкий и сверхпрочный материал, однако делать из них волокна, а из волокон нити – очень трудно. Вообще, если в деле создания углеродных нанотрубок давно наметился прогресс, то в плане их дальнейшей обработки, даже в лабораториях, не говоря уж о промышленных масштабах – трудностей пока много, хотя нити и верёвочки из такого материала учёным удавалось сплетать и раньше. Иначе мы давно летали бы на самолётах, которые в несколько раз легче и прочнее нынешних, да и космический лифт стал бы на шаг ближе к реальности. Собственно, этот шаг и сделан в Cambridge-MIT. Здесь создан аппарат, способный автоматически сплетать длинные нити из нанотрубок.

Секрет оказался в объединении самого процесса создания таких молекул (углеродные нанотрубки – это сверхгиганткие молекулы) и сплетания из них волокон и нитей. Упрощённо принцип действия машины напоминает схему работу аппарата для создания сахарной ваты. Только в процессе используются катализаторы, высокая температура (1200 градусов Цельсия) и ряд других ухищрений, а вместо белой сахарной ваты в специальной печи быстро крутится чёрный углеродный аэрогель, или "твёрдый дым". Из него специальный шпиндель вытягивает нить со скоростью несколько сантиметров в секунду. В следующем году команда намерена в десять раз увеличить качество (прочностные параметры) получаемого новым способом волокна.

Из крови будут делать молоко, йогурт, квас...

Ученые воронежской технологической академии разработали возможность производить из крови ряд пищевых продуктов - молоко, йогурт, квас, шоколад и кофе. Об этом сообщили в руководстве Воронежской государственной технологической академии. Ученые отмечают, что на каждом мясокомбинате ежедневно пропадает около 7 тонн крови. Технологи воронежской академии разработали способ ее использования. "Уже выпущены пробные продукты из крови, которые на вкус не отличаются от тех же самых приготовленных по традиционной технологии. Все выработанные из крови продукты содержат уникальные кровяные белки, которые усваиваются организмом человека в два раза быстрее белков куриных яиц", - отметили в академии.

В настоящее время продукты, произведенные по новой технологии, направлены на исследования в Москву. "Параллельно ведутся переговоры с рядом мясоперерабатывающих заводов об организации на их базе производств продуктов, обогащенных белком", - подчеркнули в академии.

Власти решили проверить еще один проект ЮКОСа - Федерацию "Интернет-образования"

Управление по налоговым преступлениям МВД РФ направило в Федерацию "Интернет-образования", финансируемую ЮКОСом, запрос о предоставлении финансовой документации и бухгалтерской отчетности начиная с 2001 года. Об этом "Интерфаксу" сообщила адвокат Михаила Ходорковского Карина Москаленко. Представители федерации подтвердили эту информацию, сообщив, что готовы предоставить необходимую документацию.

Федерация "Интернет-образование" является социальным проектом НК ЮКОС, цель которого - обучение учителей средних школ работе на компьютере и основам информатики. В задачу Федерации входит открытие к 2005 году 50 центров "Интернет-образования" в российских регионах. В настоящее время действует 42 региональных центра Интернет-образования, обучение в которых прошло более 100 000 работников общего образования.

Земле грозит сбой углеродного цикла

Британский исследователь предупреждает, что торфяники всего мира начали выбрасывать в атмосферу углекислый газ, ускоряя глобальное потепление. Что еще хуже, это самоподпитывающийся процесс - то есть повышение уровня углекислого газа в атмосфере вызывает выделение дополнительных объемов этого газа из торфяников.

В ближайшие десятилетия миллиарды тонн углерода могут попасть в воздух из торфяных болот, предупреждает Крис Фриман из университета Уэльса. Торфяники - объемное естественное хранилище органического углерода. По некоторым оценкам, торфяники Европы, Сибири и Северной Америки хранят эквивалент промышленных выбросов углерода в масштабе планеты за 70 лет.

Однако в последнее время возникли опасения, что эти торфяники выпускают значительную часть копящегося в них органического углерода в реки растворенным в воде. В результате, содержание растворенного органического углерода в воде ежегодно возрастает на 6%. Они подозревают, что рост концентрации начался около 40 лет назад. Опасность здесь в том, что живущие в речной воде бактерии быстро превращают растворенный органический углерод в углекислый газ, который попадает в атмосферу.

Почему торфяники отдают свой углерод? Есть несколько гипотез: версия о вине глобального потепления была опровергнута полевыми испытаниями, идея о том, что увеличение объема воды в реках приводит к усилению вымывания - тоже не подтвердилась. Поэтому Фриман выдвинул еже одно предположение - что летние засухи ускоряют разложение растительной массы в торфяниках, в результате чего освобождается больше углерода, который потом вымывается в реки. Однако компьютерное моделирование засухи показало, что в таких условиях количество вымываемого углерода не увеличивается, а напротив, уменьшается.

Сами полевые испытания позволяют допустить существование иной причины - прямое воздействие атмосферного углекислого газа. Фриман выращивал растения в почве, взятой из торфяников, под особыми стеклянными колпаками, часть из которых была заполнена обычным воздухом, а другие - воздухом, обогащенным углекислым газом. Он обнаружил, что растения в богатой углекислым газом атмосфере начинают поглощать гораздо большие количества углекислого газа, который, в свою очередь потом попадает в почву, во влагу. Там его могут поглощать бактерии, разлагающие сами торфянистые почвы, выпуская связанный углерод из торфяника в реку. За три года доля растворенного органического углерода в почве вокруг тех растений, которые жили при повышенном уровне углекислого газа, увеличилась в 10 раз по сравнению с контрольными образцами. Свежие данные, опубликованные Центром экологии и гидрологии в Ланкастере, показывают увеличение количества растворенного органического углерода в валлийских реках на 90% с 1988 года. Скорость этого прироста может означать, что мы достигли какого-то критического положения, грозящего сбоем углеродного цикла нашей планеты. Об этом сообщает NTR.ru.

Подготовлено 12/07 - 17/07/2004.

Новое на сайте