В связи с подготовкой автора рассылки к вступительным экзаменам в университет, возможны задержки в обновлении сайта и выпуске рассылки. Приношу извинения за возможные неудобства, в т.ч. и за возможные технические недочеты

Исторический календарь на июнь. Химики и физики

Дни рождения:

Юхана (Иоганна) Гадолина (5.06.1760 - 15.08.1852), финского химика-неорганика который на рубеже XVIII и XIX веков не только обнаружил и изучил "иттриевую землю" - смесь оксидов редкоземельных элементов, но также исследовал множество комплексных соединений (например, берлинскую лазурь). Обладая отменным здоровьем, Гадолин прожил 92 года и прославил своими открытиями родную страну. Именем финского химика Гадолина назван химический элемент семейства лантаноидов - гадолиний;

американского физикохимика Роберта-Сандерсона Малликена (7.06.1896 - 31.10.1986), который вовсю занимался квантовой химией, придумал и ввел научный обиход понятие "молекулярная орбиталь", изобрел для объяснения строения химических частиц метод молекулярных орбиталей. Такие углубленные занятия теоретической химией, видимо, тоже способствуют долголетию (Малликен прожил до 90 лет);

французского физика и военного инженера Шарля-Огюстена Кулона (14.06.1736-23.08.1806), который в 1785 г. открыл "фундаментальный закон электричества" - закон Кулона, описывающий взаимодействие тел, имеющих электрический заряд;

немецкого физика и физикохимика Вальтера Нернста (25.06.1864 - 18.11.1941), который открыл третье начало термодинамики, а также изобрел водородный электрод и лампу накаливания, названную его именем;

английского физика Уильяма Томсона, лорда Кельвина (26.VI. 1824 - 17.XII. 1907), который не только ввел "абсолютную термометрическую шкалу" и понятие об абсолютном нуле температур, но оказался первым ученым, исследовавшим электрические колебания;

немецкого химика Рихарда-Августа-Карла-Эмиля Эрленмейера (28.06.1825 - 1.01.1909), ученика великого Либиха. Эрленмейер посвятил свою жизнь структурной органической химии, он не только синтезировал ряд органических веществ и определил их строение, но изобрел и ввел в химический обиход конические колбы (колбы Эрленмейера) и газовую печь для элементного анализа органических соединений;

норвежского физикохимика и минералога Петера Вааге (29.06.1833 - 13.01.1900), более всего известного нам в качестве автора открытия закона действующих масс, который он сформулировал совместно со своим коллегой и соотечественником, физикохимиком и математиком Като Гульдбергом. Все исследования Петера Вааге были посвящены проблемам химической кинетики и термодинамики.

В межзвездном пространстве обнаружены 2 новые органические молекулы

Новые молекулы называются пропеналь и пропаналь, они состоят из 8 и 10 атомов, соответственно, относятся к классу альдегидов, чем представляют особый интерес, поскольку молекулами с альдегидной группой являются некоторые биологически значимые молекулы. А межзвездные облака - это те места, где происходит усложнение химических реакций и образование более крупных, чем в других областях космоса, молекул. К настоящему времени в межзвездных облаках обнаружено около 130 различных молекул, но большинство их содержит немного атомов, а восьми- и более -атомных молекул всего несколько. Среди них и новые молекулы, которые недавно были обнаружены с помощью принадлежащего американскому Национальному Научному Фонду (National Science Foundation) радиотелескопа Роберта Берда, что в местечке Грин-Бэнк (Robert C. Byrd Green Bank Telescope), Западная Вирджиния. Как показали эксперименты, и в космосе один альдегид получается из другого в простой реакции присоединения 2 атомов водорода, в частности, таким образом, пропаналь (CH3CH2CHO) образуется из пропеналя (CH2CHCHO), а тот, в свою очередь, возник из присоединения водорода, т.е. гидрогенизации, другой ранее открытой в межзвездном пространстве молекулы - пропиналя (HC2CHO). Происходят все эти процессы в 26 тысячах световых лет от Земли, в межзвездном облаке неподалеку от центра галактики Млечный путь, у созвездия Стрельца.

После того как молекулы возникли в гранулах межзвездной пыли, они испускаются в виде диффузного газа. Если газообразующих молекул накопилось достаточно, то они становятся обнаружимыми радиотелескопом: в результате ротации молекул изменяется их энергетическое состояние, что приводит к излучению радиоволн точно определенной частоты. И своего рода 'семейство' радиочастот, испускаемых каждой молекулой, составляет уникальный радиопортрет, по которому можно идентифицировать молекулы. А еще 'телескоп в Грин-Бэнк можно использовать для того, чтобы оценить возможность существования в космосе (в частности, в участках звездообразования) значительных количеств пребиотической химии задолго до образования планет' - считает один из исследователей Энтони Ремиджан (Anthony Remijan) из Центра космических полетов NASA Годдарда (Goddard Space Flight Center). И 'этот телескоп сейчас является ключевым инструментом для изучения химической эволюции в космосе' - добавляет его коллега Ян Холлис (Jan Hollis).

по сообщению радиостанции "Эхо Москвы"

Ловушка для атомов

В исследованиях, цель которых - создание сверхмощных квантовых компьютеров, произошел серьезный прорыв. Две независимые группы из ведущих профильных научных центров - австрийский Университет Инсбрука и Национальный институт стандартов и технологий (Боулдер, штат Колорадо) - провели первые успешные опыты по квантовой телепортации атомов.

Как известно, в квантовой теории тот или иной объект описывается набором физических характеристик частиц, из которых он состоит. Перемещение такого объекта - это реконструкция первоначального квантового состояния частиц и воссоздание этого состояния на расстоянии. Но объекты описываются не только квантовым состоянием, но и взаимосвязями составляющих его частиц с другими системами. Поэтому для осуществления квантовой телепортации необходимо перенести в другую систему как квантовое состояние исходного объекта, так и все его взаимосвязи. Вплоть до недавнего времени наука отрицала саму возможность телепортации, так как, согласно классическим законам физики, любые частицы являются одновременно и частицами, и волнами. Для создания точного дубликата какой-либо частицы необходимо сначала установить и ее скорость, и волновые свойства, в том числе импульс. Однако эта задача вступает в противоречие с так называемым принципом неопределенности Гейзенберга, согласно которому невозможно одновременно определить и волновые, и корпускулярные свойства частицы.

В 1993 году группой ученых, возглавляемой Чарльзом Бенеттом, был предложен способ обойти запрет, налагаемый принципом неопределенности. Решение основывалось на теореме квантовой механики, сформулированной еще в 30-х годах и получившей название эффекта Эйнштейна-Подольского-Розена. Согласно этой теореме, когда две частицы контактируют друг с другом, они могут оказаться "сцепленными". В этом сцепленном (или, иначе, "запутанном") состоянии обе частицы остаются частью одной квантовой системы, и все, что происходит с одной из них, влияет на другую, причем это влияние предсказуемо. Группа Бенетта показала, что сцепленные частицы могут служить своего рода проводником: если присоединить к одной из двух сцепленных частиц третью, "информационную", ее свойства можно передавать второй сцепленной.

Эта оригинальная идея нашла свое первое экспериментальное подтверждение в недавних опытах в Инсбруке с лазерными лучами. Австрийским исследователям, возглавляемым Антоном Цойлингером, удалось создать пары сцепленных фотонов и показать, что они могут передавать свою поляризацию от одного фотона другому на расстояниях до 10 километров. Новая серия экспериментов, проведенных коллегой Цойлингера Райнером Блаттом и американскими исследователями под руководством Дэвида Вайнленда, перевела экстравагантную гипотезу Бенетта из разряда научно-фантастических в категорию "весьма перспективных".

И в достигнутой Блаттом и Вайнлендом "атомной" телепортации, и в экспериментах с фотонами Цойлингера речь идет о переносе между различными атомами их "квантовых состояний" (таких как энергия, момент импульса, магнитные характеристики и т. д.), телепортации же самой частицы, т. е. передачи массы, при этом не происходит. Базовая методика проведения этих двух опытов была сходной. "Сам" квантовый перенос информации от атома A к атому В был, в полном соответствии с идеей Бенетта, осуществлен при помощи третьего, "промежуточного" атома C. Обеим группам удалось достичь практически аналогичных показателей точности воспроизведения переносимых квантовых признаков - примерно 75% от исходных данных.

По мнению известных физиков Джеффа Кимбла и Стивена ван Энка, "эти цифры, безусловно, свидетельствуют о большом потенциале использованной обеими группами технологии 'ионной ловушки' в дальнейших исследованиях в области эффективной передачи квантовой информации".

Лекарства для уничтожения раковых клеток будет "перевозить" наносиликон

Последние успехи нанотехнологии, по словам ученых, могут оказаться весьма полезными в борьбе с раковыми заболеваниями. Новинка компании pSivida под названием BrachySil способна доставлять противораковое лекарство непосредственно к цели - в клетки, пораженные злокачественной опухолью.

Одна из главных проблем в борьбе с раком заключается как раз в том, что очень трудно истреблять больные клетки, не задевая здоровые. Известно, что радио и химиотерапия приносит много вреда человеческому организму своими побочными действиями.

Новая система, основанная на материале известном как биосиликон, испытывается в данный момент на двух раковых пациентах в сингапурской больнице, к которым в ближайшее время присоединятся еще 10. Биосиликон известен своими уникальными свойствами: недорогой в производстве, он саморазлагается, превращаясь в силиконовую кислоту. Кроме того, он не наносит вреда человеческому организму.

Наносиликон обладает пористой структурой (10 атомов в диаметре), в которую удобно внедрять лекарства, протеины и радионуклиды. Достигнув цели, биосиликон начинает распадаться, а доставленные им лекарства берутся за работу. Причем, по словам разработчиков, новая система позволяет регулировать дозировку лекарства.

Если испытания в Сингапуре пройдут успешно, BrachySil появится на рынке к 2006 году. Об этом сообщает ВВС.

Шизофрению будут лечить аминокислотным коктейлем

Применение специального напитка, обогащенного аминокислотами, может значительно повысить эффективность лечения и уменьшить побочные действия лекарств у больных шизофренией и маниакально-депрессивным психозом. Предложенный группой ученых из Оксфордского университета напиток Tyrodep может стать важным средством в арсенале психиатров.

"Обычные антипсихотические препараты могут эффективно применяться для лечения психических заболеваний, таких как шизофрения и мании. Однако можно понять, когда побочные действия препаратов заставляют пациентов принимать их с настороженностью", - рассказал профессор Гай Гудуин (Guy Goodwin), руководитель исследования.

По его утверждению, в эксперименте было доказано, что одновременный с назначением антипсихотических препаратов прием Tyrodep хорошо воспринимался пациентами, и, при этом, снижал выраженность побочных эффектов, которые возникают из-за блокирования рецепторов дофамина и напоминают проявления болезни Паркинсона.

Профессор Гудуин предположил, что маниакальные состояния можно будет контролировать приемом напитка даже без комбинации его с другими лекарствами, но этот вопрос требует дополнительно изучения.

Вниманию читателей! На сайте Chemworld.Narod.Ru в разделе новостей начала работать фотолента, иллюстрации которой связаны с научными достижениями последнего времени. Если Вы располагаете интересной фотоинформацией поделитесь ею с остальными. Мы будем Вам благодарны.

• Александр Николаевич Несмеянов: этапы научной деятельности