В связи с подготовкой автора рассылки к вступительным экзаменам в университет, возможны задержки в обновлении сайта и выпуске рассылки. Приношу извинения за возможные неудобства, в т.ч. и за возможные технические недочеты

Химический календарь - Апрель. Родились:

• Эрнест Сольве (16.04.1838 - 26.05.1922) - разработчик метода получения соды
  • Поль де Буабодран (18.04.1838 - 28.05.1912) - открыл элемент галлий
  • Гленн-Теодор Сиборг (19.04. 1912 - 25.02.1999)его имя увековечено в названии химического элемента (сиборгий) еще при жизни;
  • Макс Планк (23.IV. 1858 - 4.X. 1947) создатель квантовой физики
  • Товий Ловиц (25.IV. 1757 - 17.XII. 1804) - получил безводную уксусную кислоту

СВИНАРНИК В КАЧЕСТВЕ ИСТОЧНИКА НЕФТИ ПРЕДЛАГАЮТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ УЧЕНЫЕ

Свинарник, по мнению американских ученых, в качестве источника нефти представляется весьма перспективным. Группа исследователей из Иллинойского университета уже на протяжении ряда лет работает над проблемой превращения свиного навоза в нефть, которую можно будет использовать для обогрева домов и выработки электроэнергии.

Потребуются еще годы работы, по оценке самих исследователей, пока их разработки обретут коммерческую привлекательность, но уже сейчас они обещают определенные выгоды и животноводам, и потребителям. По мнению ученых, идея важна в плане создания альтернативных и возобновляемых источников энергии, а так же в плане снижения зависимости США от иностранных источников нефти.

Разработчики технологии предлагают использовать термохимический процесс, идущий при высоких температурах и давлении, и, позволяющий разрушить органические соединения в свином навозе и преобразовать их в нефть. Во многом, как утверждается, этот процесс воспроизводит процесс, протекавший в далеком прошлом природе, когда биологическое вещество превращалось в нефть. Но тогда для этого требовались века, а в лабораторных условиях этот процесс занимает около получаса.

Сходная технология уже используется на выращивающей индеек птицефабрике для переработки отходов "производства" в легкую нефть. Для свиноводов, особенно занимающихся выращиванием промышленных количеств животных, новая технология может представлять особый интерес, поскольку решает дорогостоящую проблему ликвидации тысяч тонн навоза, а также устранения малоприятного аромата, вызывающего естественное раздражение у соседей, передает ИТАР-ТАСС.

В будущем, по мнению разработчиков, реактор размером с кухонную духовку сможет перерабатывать "отходы" жизнедеятельности 2 тыс. свиней, вырабатывая нефть стоимостью $10 за баррель. Для крупных нефтеперегонных предприятий эта нефть интереса представлять, видимо, не будет, поскольку они не приспособлены для ее переработки, но ее можно будет использовать на небольших электро- и теплостанциях, а также для изготовления пластмасс, чернил и асфальта. В итоге это должно дать существенный экономический эффект.

НАНОПЕНА ВПЕРВЫЕ ПРОЯВИЛА МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА УГЛЕРОДА

Крошечные частицы углерода, которые напоминают застывшую пену и имеющих магнитные свойства, были созданы австралийскими учеными. Эта новая форма наночастиц углерода, названных нанопеной, удивила исследователей, поскольку это был первый тип углерода, который имеет магнитные свойства. Об исследовании доктора Андрея Роуд из Австралийского Национального

Университета Канберры и его коллег было объявлено на прошлой неделе на сессии Американского Физического Общества в Монреале, Канада. Исследователи воссоздали эту новую форму углерода, используя лазерную систему, которая выстреливала с частотой до 76 миллионов импульсов в секунду по графиту, лежащему в емкости, заполненной инертным газом аргоном.

При 10,000°C графит испарился, рассыпавшись на единичные атомы углерода, которые обосновались в группы, как охлажденный пар. Эти группы затем слиплись в некое подобие губчатой пены, смеси алмаза и графита. Но это не алмазы, и в то же время - не графит. Это нечто среднее. Нанопена напоминает сажу, и она очень легкая по весу. Исследователи также нашли, что новое вещество обладало магнитными свойствами, что довольно необычно для углерода. Пока еще неизвестны направления применения магнитной нанопены, кроме медицинских. Введение этого вещества в кровь пациенту позволило бы значительно улучшить картину диагностики ядерного магнитного резонанса.

Нанопена также может эффективно прилипать к опухолям, что позволит затем провести высокочастотное электромагнитное облучение, которое убьет все раковые клетки высокой температурой. Пока это всего лишь предположения исследователей и еще ничего не известно о плюсах и минусах данного вещества.

БРОНЕЖИЛЕТ ИЗ МАЙОНЕЗА? - ТЕПЕРЬ ЭТО ВОЗМОЖНО.

Ученые из Rice University обнаружили, что мы еще совсем не знаем о свойствах и силе различных веществ. Например, необычайные свойства упругости и растяжения, которыми, как думали, обладают лишь пластмассы и резины, из которых делали пуленепробиваемые жилеты, имеют и простейшие вязкие жидкости, типа обычного майонеза. Работа бронежилетов относится к явлению, впервые идентифицированному приблизительно 25 лет. Оно относится к силе, которая создается в пределах жидкостей при некоторых состояниях.

Например, вообразите две стеклянных пластины, которые сложены подобно бутерброду, с тонким слоем жидкости между ними. Если пластины сдавить друг к другу, давление на жидкость заставит ее прийти в движение, и создает силы в пределах жидкости, которые, в свою очередь, действуют на стеклянные пластины.

В простых жидкостях подобных воде это движение скольжения создает дополнительные силы, которые имеют тенденцию подталкивать пластину вперед в направлении движения жидкости. В более сложных жидкостях, подобных полимерам, создается дополнительная напряженность, силы которой имеют тенденцию расталкивать пластины в противоположных направлениях. В 1980 это явление было обнаружено. Тогда выяснили, что жидкие прозрачные полимеры - главные компоненты в ультрапрочных волокнах подобно Kevlar ® и Zylon ® - создают силы, которые удерживают пластины вместе. Эта сила упоминается как "отрицательное нормальное напряжение", в противоположность более обычным положительным силам, действующим на отталкивание пластин.

В прошлом году Маттео Паскуали, доцент химических разработок, и его коллеги из Rice University пробовали создать прочное волокно из одних углеродных нанотрубок. Удалось создать нанотрубки, которые вели себя подобно жидкому прозрачному полимеру. Они обладали отрицательным нормальным напряжением, которое было подтверждением того, что нанотрубки придали жидкости кристаллические свойства. Приблизительно то же самое время Паскуали и аспиранты Альберто Монтеси и Алехандро Пене проверяли эмульсии масел и воды. Эмульсии - комбинации двух или больше жидкостей, которые не смешиваются. Они обычны в нашем быту – от нефти и технических масел, до таких пищевых продуктов как приправы к салату из уксуса, пряностей или майонеза. В масле и воде эмульсия образуется, когда крошечные капельки воды рассеиваются по маслу.

Паскуали, Монтеси и Пене нашли, что отрицательное нормальное напряжение присутствовало в их маслянных и водных эмульсиях, когда концентрация водных капелек находилась в определенном диапазоне. Результаты их исследования были опубликованы в прошлом месяце в академическом журнале Physical Review Letters.

Потрясающие результаты заставили группу Паскуали расширить свои эксперименты от небольшого количества стандартных эмульсий до обширного.

"Я пошел в магазин, купил банку майонеза и проверил его", сказал Монтеси. "Я был удивлен, когда он показал то же самое отрицательное нормальное напряжение."

Это открытие дает широкие возможности для научных исследований в выявлении новых свойств эмульсий.

Наши источники: alhimik.ru , membrana.ru , scientific.ru , "Известия Науки", журнал "Эксперт", РИА "НОВОСТИ" , Phys.Web

• Книга нобелевского лауреата Джеймса УОТСОНА "История двойной спирали" (частично)
  • ФЕДОРОВ Максим: Что такое химия: списал на контрольной, списал на проверочной - вот и всё!
  • Э.ГРОССЕ, Х.ВАЙСМАНТЕЛЬ: "Химия для любознательных" (частично)