Для вас в нашей фирме корпуса из поликарбоната недорого со скидками.

Михаил Скрипкин о химической олимпиаде
и перспективах современной химии


19 февраля на химическом факультете СПбГУ состоялось торжественное открытие 71-ой городской олимпиады школьников по химии. Олимпиада, которая традиционно начинается в феврале включает в себя городской теоретический тур, практический тур, и так называемый "устный тур" - модификацию теоретического. Итоги олимпиады будут подведены 7 апреля, в день юного химика.

Во время проведения городского тура наш корреспондент Грибанов Василий беседовал с членом жюри олимпиады, куратором 10 класса Михаилом Юрьевичем СКРИПКИНЫМ. В беседе также принимал Борис Викторович МИССЮЛЬ, куратор 11 классов.


Михаил Юрьевич, как Вы считаете, какие тенденции наблюдаются в сфере химических олимпиад, скажем за последние лет десять? Многие ученики (и учителя) жалуются, что задания с каждым годом всё труднее решить. Что на самом деле происходит?

М.Ю.: Происходит массовая деградация школьников.

А чем она вызвана?

М.Ю.: В первую очередь с тем, что современных школьников слишком мало загружают в школе.

Чья же здесь вина? Школьников или учителей?

М.Ю.: Имеет место и то и то. Ученики не привыкли работать, а школа не учит их работать.

А что скажет Борис Викторович?

Б.В.: Тот же самый ответ, однозначно. Если бы их, школьников, хоть чему-нибудь учили в школе, они бы здесь, на городском туре брали бы 50% баллов. Хоть ЧЕМУ-НИБУДЬ!

Чем вызвана такая ситуация. Раньше то умели учить! Может быть финансы...

М.Ю.: А вот это уже вопрос о тех, кого у нас сегодня готовит педагогический институт. Людей знающих химию или людей знающих методику преподавания.

Б.В.: Сейчас нет ни того, ни того.

Но в Герценовском институте те же самые люди остались, обучают также...

М.Ю.: Нет, за последнее время и в Герцена большая смена людей, и городские учителя в большой степени сменились. За последние годы ушло очень много известных сильных учителей. Очень резкие изменения.

А причина в чём?

М.Ю.: Возраст.

Если теперь отвлечься от городской олимпиады и поговорить о всероссийской, там, как я понимаю, с каждым годом задачи всё сложнее и сложнее.

М.Ю.: Согласен. На мой взгляд, всероссийская олимпиада порой превращается, не в олимпиадные задания, а в конкурс вузовских учебников. Проверяется то, как участник знает вузовский учебник.

Это связано с тем, что в Москве сильное образование?

М.Ю.: Да. И даже не столько это, сколько то, что олимпиадная комиссия сейчас это сплошь москвичи. Потому что другие регионы не выделяют деньги на командирование своих представителей в эту комиссию.

Понятно. А вот давайте представим, что человек выиграл на олимпиаде, он успешно поступил на химфак, отучился. У него есть шансы найти нормальную работу. Или он будет вынужден пойти в химическую компанию работать менеджером?

М.Ю.: Это зависит от его желания. Любой человек может найти себе сейчас работу. Всё зависит от того, чего человек хочет. К сожалению, совместить и интересную и хорошо оплачиваемую работу сейчас трудно. Надо выбирать. И всегда наука требовала некоторых жертв.

Хорошо. Теперь несколько вопросов на "общехимические темы". Сейчас у многих химиков (особенно у органиков) есть такая позиция, что аналитическая и неорганические химии сейчас уже состоялись, не развиваются и, в общем, остались уже позади в 20-м веке. Такое мнение оправдано?

М.Ю.: Во-первых, понятие "аналитическая химия", на мой взгляд, на нашем факультете представляет для студентов загадку в связи с тем, как она преподаётся. Вообще аналитическая химия должна включать в себя вопросы форм нахождения элементов, в какой форме они присутствуют в веществах в природе. И не только методы анализа. Я бы разделил аналитическую химию на "химический анализ" и "аналитическое приборостроение". Это две разные вещи. У нас это объединено в одно.

А в неорганической химии, какие перспективы сейчас прослеживаются? Нанотехнологии?..

М.Ю.: Не только. Много всего. Неорганика сейчас развивается очень интенсивно. Можно говорить и о химии комплексов, биологически активных, в первую очередь. Можно говорить о нанотехнологиях, о керамиках, выращивании слоёв веществ из газовой фазы (chemical vapour deposition). Технологии растворов, поиск дешёвого синтеза самых разнообразных веществ. Областей очень много. И даже если говорить от таких простейших вещах, как скажем, катализаторы органических процессов, так кто, как не неорганики их получает?

Мы затронули такую тему, как нанотехнологии. Многие предрекают, что они заведут человечество в тупик. Каково Ваше мнение?

М.Ю.: Трудно сказать. Дело в том, что бывает так, что, откроют что-нибудь и все бросаются это изучать. А потом выясняется, что это случайность и большого прогресса здесь не достигнуть. Как это было, например, в случае с высокотемпературными явлениями проводимости. Нанотехнологии?.. Скажем так: сейчас это модно. А что дальше будет - не понятно.

На Ваш взгляд, химия останется доминирующей в 21 веке, или её место займёт биохимия, генная инженерия, какая-нибудь другая наука?

М.Ю.: Я бы не стал так сильно разделять эти науки. Идёт взаимопроникновение наук. И химия, биохимия - они все должны идти вместе. И никакие достижения биологии не возможны без химии.

А энергетика будущего? Это прерогатива физиков? Что нас ждёт - термоядерный синтез, ещё что-нибудь?

М.Ю.: Трудно сказать. Термоядерный синтез очень трудно научиться держать в узде. Может быть тут тоже смогут помочь химики.

А перспективы искусственного фотосинтеза. Они есть?

М.Ю.: Работ таких довольно много, но насколько это целесообразно трудно сказать. Пока. Искусственный лист растения, вырабатывающий кислород уже сделан, причём давно. Это было сделано лет 20-30 назад.

И в заключение, что бы Вы пожелали химикам? Юным и не очень.

М.Ю.: Юным химикам - стать нормальными химиками, а не очень юным - оставаться нормальными.


Данный материал - эксклюзив chemworld.narod.ru
При перепечатке ссылка на первоисточник обязательна!