В.В.Еремин: "Школьный учебник я написал для сына..."
Вадим Владимирович Еремин - руководитель
Российской сборной команды по химии на международных олимпиадах,
автор тестовых заданий и член жюри 14-ой Межрегиональной
дистанционной олимпиады.
-В.В., вы проводите
Интернет-олимпиады, тренируете Российскую сборную по химии для
участия в международных олимпиадах, то есть имеете возможность
проследить судьбу победителей, в том числе чемпионов мира. Эти
ребята, наверное, становятся лучшими и в ВУЗах?
- Далеко не всегда. Понимаете, олимпиада по
химии– это как спорт. Мы даже пользуемся спортивной терминологией,
говоря при подготовке ребят к международной олимпиаде, что мы их
тренируем. В чем заключается тренировка? Мы знаем, что на
международной олимпиаде будут задачи определенных типов. Мы
придумываем подобные задачи и на сборах отрабатываем методы их
решения. Кроме того, мы психологически готовим ребят к победе. Так
вот, возвращаясь к вашему вопросу… Олимпиец – это школьник,
который умеет решать известные типы задач повышенной
сложности. Конечно, он обладает гораздо большим, по
сравнению со сверстниками, количеством знаний. Но! От студентов и
выпускников ВУЗов требуются не только знания, но и совершенно другие
навыки. Главное – это творческое научное мышление, умение получать
новые знания. Не все олимпийцы это понимают, и у некоторых из в
ВУЗах бывают проблемы с учебой.
- А нужно ли тогда вообще это
олимпийское движение?
- Совершенно необходимо, в
первую очередь для того, чтобы выявлять способных детей. Если же
думать о научном потенциале страны, то этих детей надо с ранних лет
готовить к тому, чтобы они не просто решали чужие задачи, а ставили
свои. Ведь именно это качество отличает крепкого, но бесцветного
профессионала от талантливого человека, способного сказать новое в
науке.
- А какое место в процессе
становления будущего ученого Вы отводите
Интернет-олимпиадам?
- Хорошее место. Хотя бы
потому, что мальчишки и девчонки, вместо того, чтобы тратить свое
время на бестолковые развлечения, сидят перед компьютером и
заставляют мозги работать. Они думают, стремятся к чему-то. То есть,
проявляют дополнительную активность, направленную в правильное
русло. И еще Интернет-олимпиады полезны тем, что позволяют ребенку
где-нибудь в глубинке проверить свои знания.
- В.В., к вопросу о знаниях. К
Вам в МГУ поступают ребята со всей страны. В каких областях чаще
всего «плавают» абитуриенты?
- В тех, которые
исключили из школьной программы или сильно сократили, но которые
входят в программу для поступающих в ВУЗы. Это, в первую очередь,
теоретическая химия. Конкретно: тепловые эффекты, скорость
химических реакций, химическое равновесие,
окислительно-восстановительные реакции. Зная эту проблему, мы с
коллегами написали учебник «Начала химии», в котором и восполнили
существующие в школьной программе пробелы.
- В.В., бывали ситуации, когда
студенты или даже абитуриенты разговаривали с Вами «на равных» по
уровню знаний? И как Вы в таких ситуациях себя чувствовали?
- Могу сказать, что некоторые ребята знают химию в
целом лучше, чем их преподаватели. Бывают очень яркие дарования.
Меня лично « утешает» то, что в моей области – квантовой химии – им
пока до меня далеко. А насчет того, как я себя чувствую в таких
ситуациях, я хочу рассказать одну историю.
В начале 60-х в
Советский Союз приехал Нильс Бор – это было событие огромной
важности для научной жизни страны!. Бор читал в МГУ лекцию на
физфаке и какой-то студент спросил, как ему удалось стать лидером
такой большой научной школы. Бор сказал: «Это потому, что я никогда
не боялся показать ученикам, что я глупее их». А переводчик перевел
« не боялся показать, что все они - дураки». Неточность перевода,
конечно, заметили, переводчик быстро извинился и сказал, что
оговорился. А академик Петр Капица , присутствовавший на этой
встрече, заметил, что это - не оговорка, а принципиальное отличие
школ Бора и Ландау. К школе последнего и принадлежал переводчик. Так
вот, мне близка позиция Бора: « Не надо бояться показать ученику,
что в чем-то ты слабее его!». Правда, у этого принципа есть
продолжение: «Не показывай учителю, что ты умнее
его».
- В.В, Вы такой «правильный» учитель.
Наверное, Ваши дети Вами гордятся?
- Не знаю, как
насчет гордятся. А вот то, что я, как химик , им принес некоторую
пользу, это точно. Когда моя дочь поступала на медицинский факультет
МГУ, я занимался с ней химией. А для сына я вообще написал школьный
учебник.
-?….
- Я
однажды пролистал учебники по химии, по которым предстояло в будущем
учиться моему сыну, и понял, что они никуда не годятся. И я решил
написать свою книжку – так, чтобы было понятно и интересно. Когда я
излагал ту или иную тему, я представлял своего ребенка и писал так.,
чтобы было просто. Между прочим, это очень трудно - писать просто о
сложном. Так что я этим учебником горжусь. Мне кажется, что он
получился и поможет многим мальчишкам и девчонкам понять и полюбить
химию.
Источник: Школа нового поколения