В.В.Еремин: "Школьный учебник я написал для сына..."


Вадим Владимирович Еремин - руководитель Российской сборной команды по химии на международных олимпиадах, автор тестовых заданий и член жюри 14-ой Межрегиональной дистанционной олимпиады.

-В.В., вы проводите Интернет-олимпиады, тренируете Российскую сборную по химии для участия в международных олимпиадах, то есть имеете возможность проследить судьбу победителей, в том числе чемпионов мира. Эти ребята, наверное, становятся лучшими и в ВУЗах?

- Далеко не всегда. Понимаете, олимпиада по химии– это как спорт. Мы даже пользуемся спортивной терминологией, говоря при подготовке ребят к международной олимпиаде, что мы их тренируем. В чем заключается тренировка? Мы знаем, что на международной олимпиаде будут задачи определенных типов. Мы придумываем подобные задачи и на сборах отрабатываем методы их решения. Кроме того, мы психологически готовим ребят к победе. Так вот, возвращаясь к вашему вопросу… Олимпиец – это школьник, который умеет решать известные типы задач повышенной сложности. Конечно, он обладает гораздо большим, по сравнению со сверстниками, количеством знаний. Но! От студентов и выпускников ВУЗов требуются не только знания, но и совершенно другие навыки. Главное – это творческое научное мышление, умение получать новые знания. Не все олимпийцы это понимают, и у некоторых из в ВУЗах бывают проблемы с учебой.

- А нужно ли тогда вообще это олимпийское движение?
- Совершенно необходимо, в первую очередь для того, чтобы выявлять способных детей. Если же думать о научном потенциале страны, то этих детей надо с ранних лет готовить к тому, чтобы они не просто решали чужие задачи, а ставили свои. Ведь именно это качество отличает крепкого, но бесцветного профессионала от талантливого человека, способного сказать новое в науке.

- А какое место в процессе становления будущего ученого Вы отводите Интернет-олимпиадам?
- Хорошее место. Хотя бы потому, что мальчишки и девчонки, вместо того, чтобы тратить свое время на бестолковые развлечения, сидят перед компьютером и заставляют мозги работать. Они думают, стремятся к чему-то. То есть, проявляют дополнительную активность, направленную в правильное русло. И еще Интернет-олимпиады полезны тем, что позволяют ребенку где-нибудь в глубинке проверить свои знания.

- В.В., к вопросу о знаниях. К Вам в МГУ поступают ребята со всей страны. В каких областях чаще всего «плавают» абитуриенты?
- В тех, которые исключили из школьной программы или сильно сократили, но которые входят в программу для поступающих в ВУЗы. Это, в первую очередь, теоретическая химия. Конкретно: тепловые эффекты, скорость химических реакций, химическое равновесие, окислительно-восстановительные реакции. Зная эту проблему, мы с коллегами написали учебник «Начала химии», в котором и восполнили существующие в школьной программе пробелы.

- В.В., бывали ситуации, когда студенты или даже абитуриенты разговаривали с Вами «на равных» по уровню знаний? И как Вы в таких ситуациях себя чувствовали?
- Могу сказать, что некоторые ребята знают химию в целом лучше, чем их преподаватели. Бывают очень яркие дарования. Меня лично « утешает» то, что в моей области – квантовой химии – им пока до меня далеко. А насчет того, как я себя чувствую в таких ситуациях, я хочу рассказать одну историю.
В начале 60-х в Советский Союз приехал Нильс Бор – это было событие огромной важности для научной жизни страны!. Бор читал в МГУ лекцию на физфаке и какой-то студент спросил, как ему удалось стать лидером такой большой научной школы. Бор сказал: «Это потому, что я никогда не боялся показать ученикам, что я глупее их». А переводчик перевел « не боялся показать, что все они - дураки». Неточность перевода, конечно, заметили, переводчик быстро извинился и сказал, что оговорился. А академик Петр Капица , присутствовавший на этой встрече, заметил, что это - не оговорка, а принципиальное отличие школ Бора и Ландау. К школе последнего и принадлежал переводчик. Так вот, мне близка позиция Бора: « Не надо бояться показать ученику, что в чем-то ты слабее его!». Правда, у этого принципа есть продолжение: «Не показывай учителю, что ты умнее его».

- В.В, Вы такой «правильный» учитель. Наверное, Ваши дети Вами гордятся?
- Не знаю, как насчет гордятся. А вот то, что я, как химик , им принес некоторую пользу, это точно. Когда моя дочь поступала на медицинский факультет МГУ, я занимался с ней химией. А для сына я вообще написал школьный учебник.

-?….
- Я однажды пролистал учебники по химии, по которым предстояло в будущем учиться моему сыну, и понял, что они никуда не годятся. И я решил написать свою книжку – так, чтобы было понятно и интересно. Когда я излагал ту или иную тему, я представлял своего ребенка и писал так., чтобы было просто. Между прочим, это очень трудно - писать просто о сложном. Так что я этим учебником горжусь. Мне кажется, что он получился и поможет многим мальчишкам и девчонкам понять и полюбить химию.

Источник: Школа нового поколения