Ю.А. Золотов

Химики еще шутят

Научное исследование

Химический реактив — это то, что химик-органик превращает в во­нючий продукт, аналитик — в очередную методику, физико-химик — в прямую линию, а химик-инженер — в прибыль.

Пилотная установка

Пилотная установка — достаточно скромное устройство для подтвер­ждения ошибок технологии перед их тиражированием в дорогостоящем крупномасштабном производстве.

Стекло

Первый закон работающего в лаборатории: горячее и холодное стекло выглядят одинаково!

Спектроскопия

Спектроскопия не умрет — ведь можно пятиться вперед.

Вы можете считать себя химиком:

• если назвали своего первенца именем одного из элементов лантаноидов и теперь считаете себя обязанным заполнить весь ряд;

• если вы думаете, что свежий воздух плохо пахнет;

• если вы, как ребенок, играете со взрывчатыми веществами, но все пальцы у вас еще целы.

Фуллерены в сарае

В фуллеренах чередуются шести- и пятичленные циклы. Так же шьют футбольные мячи. Но вот еще одна аналогия. В Стамбуле над входом в Сарай Топкари есть скульптурное изображение полусферы, сделанной точно так, как устроены фуллерены.

Уймитесь!

Одна тысячная моля — это, как известно, миллимоль. Пошли дальше:

10-6       моля — микромоль;

10-9       моля — наномоль:

10-12      моля — пикомоль;

10-15      моля — фемтомоль;

10-18      моля — аттомоль;

10-21      моля — зептомоль;

10-24      моля — куакомоль.

Стоп, стоп... Ведь 1 куакомоль составляет 0,6 молекулы... Дальше некуда.

 

 

 

 

Ох уж эти химики

 

Когда мыть руки

Химики — самые большие чистюли: они моют руки даже перед посе­щением туалета.

Электрохимики

По сравнению с другими химиками электрохимики имеют более высо­кий потенциал.

Химики-технологи

Химик-технолог — это специалист, пытающийся делать как бы на поль­зу то, что обычный химик делает просто для удовольствия.

Не тот гимн

Группа студентов химического факультета Московского университета, оказавшись в одном купе поезда с французами, запела «Гимн химиков-агрессоров»:

Мы отравим весь мир меркаптаном,

Будут трупами ямы полны.

Смрадный запах дойдет к марсианам,

 К обитателям хладной Луны.

Услышав эту песню, французы, не знавшие русского языка, встали навытяжку. Песня исполнялась на мелодию «Марсельезы».

Что такое ламин

На лекции по военному делу полковник рассказывает о составе раствора для дезактивации боевой техники, в который входит антикоррозионная добавка, моноэтаноламин. В конце лекции полковник предлагает зада­вать вопросы. Один студент, прикинувшись простачком, спрашивает:

— Товарищ полковник, а что такое моноэтаноламин?

— Моно, ди, три — это один, два, три. Бывает метано, этано, пропано. А вот что такое ламин, сказать затрудняюсь.

Гореть надо умеючи!

Однажды, когда профессор МГУ Алексей Николаевич Кост вел прак­тикум по органической химии, у одного из студентов разбилась колба с эфиром и его пары вспыхнули. Началась паника, кто-то прибежал с углекислотным огнетушителем и с трудом погасил пожар. Все это время Кост совершенно невозмутимо сидел за своим столом и с кем-то разговаривал. Потом, когда все успокоились, подошел к месту проис­шествия и приказал:

— Спички!

Ему дали коробок, он чиркнул спичкой и бросил ее в еще не про­сохшую эфирную лужу. Огонь вспыхнул вновь, все оторопели. А Кост, не суетясь, взял противопожарное одеяло, ловко накрыл им пламя и изрек:

— Гореть надо умеючи!

Три точки

Однажды лекции по органической химии начал читать молодой не­опытный преподаватель. Студенты это заметили и передали ему за­писку с вопросом: «Как было доказано, что молекула циклопропана плоская?»

Лектор с увлечением, на протяжении пятнадцати минут, объяснял, что это следует из совокупности результатов исследований с помощью инфракрасной спектроскопии, ядерного магнитного резонанса и других методов.

После этого он получил записку следующего содержания: «Про­фессор, Вы согласны с тем, что через три точки можно провести только одну плоскость?»

Старые химики 1

Старые химики не умирают, они просто перестают реагировать.

Старые химики 2

Старые химики не умирают, они просто достигают равновесия.

Старые химики 3

Последние слова химика: «Почему нет этикетки на этой бутылке?»

Напуганный математик

В 50-х годах лекции по высшей математике студентам химфака МГУ чи­тал профессор механико-математического факультета Тумаркин. Лек­тор внятно и размеренно излагал предмет, прохаживаясь за кафедрой вдоль доски. Вдруг передняя стенка кафедры почему-то вывалилась и плашмя, с громким сухим хлопком, упала на пол. Реакция лектора оказалась совершенно неожиданной: он застыл, подняв ногу стал  вопросительно смотреть на аудиторию.

Выяснилось, что несколько лет назад студенты-химики над ним подшутили, рассыпав вдоль доски влажный йодистый азот, который, высохнув, с громким хлопком взрывается от малейшего прикосновения.

Все гениальное просто. Увы, не все простое — гениально

В Научно-исследовательском институте по удобрениям и инсектофунгицидам (НИИУИФ) работал в свое время некто Юзько. Он писал жалобы и вносил, причем на самый верх, невероятные предложе­ния. Институт много занимался вопросами промышленного получения фосфорных удобрений, которые производят, как известно из Фосфоритов или апатита. Юсько предложил «гениальное» решение вовсе не производить фосфорные удобрения на заводах, а вносись в почву непосредственно добытые фосфориты и затем поливать поля серной кислотой!

Реакция идет сносно

На экзамене в Московском университете профессор Роза Яковлевна Левина спрашивает студента:

— Как идет реакция окисления этилового спирта азотной кислотой?

Студент отвечает:

— Сносно.

— То есть как это «сносно»?!

— Но вы же сами, Роза Яковлевна, писали на доске:

С2Н5ОН +HNO3  =  СНОСНО.

Растерялся

Долгие годы практикумом по органической химии в МГУ ведал Юрий Константинович Юрьев — строгий педант, которого студенты очень боялись. Один из них только что подготовил все для проведения синте­за — осталось лишь открыть водопроводный кран, чтобы пустить воду в холодильник. Но, видно, открыл слишком сильно — трубку сорвало и из нее полилась вода. А тут, как на грех, входит Юрий Константи­нович. Бедный студент с перепугу вместо того, чтобы перекрыть кран, сунул трубку в рот и стал судорожно глотать воду.

Кто больше?

Лизе Мейтнер была в семье третьим ребенком, Мария Кюри — ше­стым, Иван Алексеевич Каблуков — восьмым, а Дмитрий Иванович Менделеев — семнадцатым. Каким бы выдающимся химиком был бы, скажем, двадцать второй ребенок!

Азот все не выделяется

Лаборантка сидит перед установкой для определения азота по мето­ду Дюма. Понемногу придвигает горелку к тому месту трубки для сожжения, где лежит навеска органического вещества, и пристально наблюдает, когда же в азотометр начнут подниматься микропузырьки газа. Время идет, уже близко обед. Решила пока что заморить червяч­ка принесенным из дома бутербродом. Откусывает, жует, а сама глаз не спускает с азотометра и говорит: «Что-то я ем, ем, а азот все никак "~ выделяется!»

Налей по форме № 3

Студент получил для выполнения работы по органической химии трехгорлую колбу со шлифами  большую ценность. Закончив работу,                                                                                                                                              

студент начал мыть эту колбу, случайно проткнул ершиком ее дно и ужасно расстроился. Его решил выручить однокурсник: взял злопо­лучную колбу и с пузырьком спирт пошел к стеклодуву. А кс да дно колбы было запаяно, сказав товарищу, что стеклодуву за работу следует заплатить через бухгалтерий 3 рубля 62 копейки по форме № 3 (в то время бутылка водки стоили 3,62).

Студент пошел к бухгалтеру, но тот удивился и порекомендовал обратиться к заместителю декана по административно-хозяйственной части. Тот тоже удивился и отправил студента к начальнику стеклодув­ной мастерской. Удивился и этот:

Зачем платить по форме № 3? Налей мастеру двести граммов, и дело с концом!

Индивидуалисты и коллектив

Профессор объясняет нынешнему молодому поколению химиков раз­ницу между ионной и ковалентной связью: ионная связь — это высшая степень индивидуализма, а ковалентная связь — это когда приватизи­рованные электроны становятся коллективизированными.

Чайная церемония

До переезда в новое здание химфака МГУ на Воробьевых горах прак­тикум по органической химии размещался на Моховой улице в полу­подвале, под кабинетом академика Николая Дмитриевича Зелинского. Это была знаменитая лаборатория № 80, которая выглядела очень та­инственно, чем-то напоминая лабораторию алхимика (она красочно описана в мемуарах Андрея Белого «На рубеже двух столетий»).

Однажды в эту лабораторию пришли школьники, записавшиеся в химический кружок. Увидев большую коническую колбу, в которой кипела какая-то бурая жидкость, они со священным трепетом спросили старую лаборантку, что это такое.

«Чай!» — ответила она.

Знания — сила

В 50-е годы женщина-химик, ставшая впоследствии доктором на­ук и заведующей лабораторией академического института, в своих выступлениях путала полиморфные формы (модификации) веществ с полимерными. Молодежь, промывая ей косточки, все порывалась выяснить, не путает ли восходящая звезда висмут с вермутом или, скажем, ветеранов с ветеринарами.

Из справочника химика

Элемент: Женщина.

Символ: Wo

Первооткрыватель: Адам.

Атомная масса: условно принято 53,6 кг, но варьируется от 40 до 200 кг.

Распространенность в природе: В изобилии встречается повсеместно.

Физические свойства:

1. Поверхность обычно покрыта красящей пленкой.

2. Вскипает без какого-то бы то ни было воздействия, замерзает без видимой причины.

3. Плавится, будучи подвержена специальной обработке.

4. Становится мягкой, податливой, если в правильно выбранных местах приложить давление.

 

Химические свойства:

1. Имеет большое сродство к золоту и серебру.

2. Способна поглощать значительное количество веществ, особен­но дорогостоящих.

3. Может самопроизвольно взрываться без предварительных при­знаков этого и по неизвестным причинам.

4. Нерастворима в жидкостях, но активность сильно увеличивается при насыщении этиловым спиртом.

5. Наиболее мощный агент, уменьшающий денежную массу муж­чины.

Область применения:

1. С большой пользой может быть использована на отдыхе.

2.Очень эффективный чистящий агент.

Способы обнаружения:

1. При обнаружении в натуральном виде образец становится румя­но-розовым.

2. Зеленеет, когда помещается позади образца лучшего качества.

 Степень риска:

1. Очень опасна в неопытных руках.

2. Считается недопустимым иметь более одного образца, однако несколько образцов можно содержать в разных местах — до тех пор, пока образцы не придут друг с другом в контакт.

Фенолфталеин в криминалистике

Два бойких студента вызвались помогать готовить демонстрационные опыты. Ассистент профессора охотно согласился, и ребята толково принялись за дело, иногда даже в отсутствие ассистента в лекционной комнате. Все было хорошо, пока он не заметил подозрительн сни­жение уровня спирта в стоявшей на полке склянке, хотя для опытов он был не нужен. «Уж не ребята ли балуются?» — подумал ассистент. Но как проверить? «А вот насыплю-ка я в склянку фенолфталеина». На следующий день его помощники почему-то не пришли. Явились только на третий — осунувшиеся и бледные. «Что-то у нас животы расстроились. Наверное, чего-нибудь не то в столовой съели». Вот так фенолфталеин — обычное слабительное «пурген» — послужил индика­тором для обнаружения любителей казенного спирта.

 

 

 

Отклонение письма, извещающего об отклонении

Уважаемый господин А.!

Благодарю вас за ваше письмо от 17 февраля. Внимательно изучив его, я с сожалением должен сообщить вам, что не имею возможности принять ваше отрицательное решение о предоставлении мне работы

в вашей организации.

В этом году мне посчастливилось получить особенно много писем с отказом от моих предложений. Имея перед собой такое количество разнообразных и весьма перспективных возможностей, трудно принять все эти отклонения.

Несмотря на очень высокую квалификацию и весь предшествую­щий опыт вашей химической фирмы в отсеивании кандидатов, я на­хожу, что ваше негативное заключение не удовлетворяет в настоящее время моим потребностям. В связи с этим я приступлю к работе у вас

сразу после получения диплома.

Искренне ваш В.

С таким именем — на конференцию без вступительного взноса

Покойный профессор К. И. Сакодынский в книге «About Chromatography Seriously and with a Smile» приводит забавные «химические» фамилии участников симпозиумов по хроматографии. Например,

A. Pieson    — из Англии;

Р. Е. Glicol — из Франции;

Si Li Con   — из Кореи;

C'Olumn   — из Ирландии.

Можно пояснить, что апиезон — вещество, используемое в хроматографических колонках, а полиэтиленгликоль — водорастворимый полимер, используемый в том числе в пищевой промышленности. Скорее всего, это, однако, не реальные имена, а придуманные.

 

По программе «Интеграция»

Известно, что царские дети, особенно в ХIХ-ХХ столетиях, имели хо­рошее образование. Цесаревич Николай, он же великий князь Николай Александрович, он же — потом — император Николай II, свободно го­ворил на английском, немецком и французском языках и неплохо был подготовлен по военной линии: прошел курс Академии генерального штаба. Знал ли Николай II химию? Должен был знать, потому что его учителем в 1887-1891 годах был известный химик, ординарный член (академик) Петербургской академии наук Николай Николаевич Беке­тов. Ученый, первым получивший чистые оксиды щелочных металлов и показавший возможность выделять металл из жидкой среды действи­ем водорода под давлением, находил время для занятий с цесаревичем.

Как хорошо много знать

В 1998 году директором крупнейшего Кирово-Чепецкого химического комбината стал Б. Дрожкин, по специальности механик, работавший ранее в машиностроительной промышленности. Один из акционеров пристал к Дрожкину с настоятельной просьбой написать формулу воды. Господин Дрожкин себя показал. Он не только сказал про воду, но выдал еще и формулу аммиака и даже бензола. Вероятно, он когда-то учился в школе.

Газетные штучки

Иногда в массовых изданиях читаешь удивительные вещи. Начинаешь сомневаться — а учились ли в школе авторы и редакторы?

«В результате переработки данной субстанции предусматривалось выделить один из редкоземов» (Алексей Тарасов, Известия, № 242, 1996). Под «редкоземом» здесь понимается редкоземельный элемент.

«Московский комсомолец», 31 января 1995 г.: «В парах азотной кислоты прямо на рабочем месте нашел свою смерть начальник участ­ка завода "Акрихин"... На предприятии, выпускающем медикаменты, проводили профилактические работы. Чтобы прочистить трубы обору­дования, по ним пустили азот. К несчастью, в трубах оказалась вода. В результате соединения с нею образовалась азотная кислота».

«Метод живых мух»

Несколько поколений студентов для решения профессорской задачи по качественному анализу разработали систему своих методов. Их выбор зависит от ряда условий. Так, если в лаборантской комнате, где преподаватели составляют загадочную смесь, растворы находятся в обычных бутылях, из которых содержимое отливают через горло, то можно применить два метода. Первый из них — «метод качан ш», то есть сразу после того, как тебе налили задачку, надо ухитриться быстро заглянуть в лаборантскую и отметить, в каких именно бутылях раствор продолжает качаться. Есть и другой метод, требующий предварительной тайной подготовки: надо наловить живых мух и по одной посадить под вогнутое дно каждой бутыли. Тогда после составления задачки остается только убедиться, из-под каких бутылей мухи улетели. Другое дело, если растворы содержатся в бутылях с нижними тубусами и кранами. Тогда повиснувшие на кончиках свежие капли точно укажут состав задачки. Ну, а когда не срабатывает ни один из этих трех способов, остается лишь«метод отмучивания»: надо почаще подходить занудно к преподавателю все с новыми вариантами состава твоей задачки. Намучившись с тобой, преподаватель сдается и ставит тебе зачет.

Слишком большой рояль

Одним из преподавателей в практикуме по количественному анализу МГУ был П. К. Агасян. Количество хлорида бария, которое давалось для контрольной задачи студентам, он записывал мелким почерком в маленькую книжечку, которую всегда держал в кармане. И вот сульфат бария прокален, взвешен. Студент подходит к Перчу Карловичу с результатом. Тот достает свою секретную книжечку и, не раскрывая ее, сначала подозрительно оглядывается назад сначала через одно, потом через другое плечо — не подглядывает ли кто-нибудь. Наконец, приоткрывает книжечку и говорит: «Хороший рояль, но немножко в дверь не проходит!» Это значит, что надо еще прокалить и опять взвешивать.

Вот это реклама!

Создатель нейлона — Уоллес Каротерс (^аПаз СагоШегз). Первые ней­лоновые чулки распродавались «на ура» в 1940 году. 15 мая в Нью-Йорке был большой ажиотаж. Одна женщина, выстояв длинную оче­редь и получив, наконец, вожделенную покупку, тут же возле магазина села на тротуар и натянула чулки на глазах у собравшейся публики. Правда, соответствующую фотографию распространила фирма Дюпон, которая и производила нейлон. Может ли быть лучшей реклама?

Почти по Герострату

Весной 1962 года произошло событие, на несколько лет сделавшее физиков МГУ бесспорными лидерами в перманентном соревновании с химиками: приехавший в СССР Нильс Бор выступил с речью на ступе­нях физфака перед студентами-физиками, проигнорировав студентов-химиков. В результате возликовавшие физики учредили день физика, ежегодно отмечавшийся в мае месяце на ступенях их факультета между памятниками Лебедеву и Столетову, а химики лишь в 1967 году ста­ли отмечать свой день между памятниками Менделееву и Бутлерову. Но однажды утерли нос соседям, устроив грандиозный фейерверк, из-за чего к химфаку приехали четыре пожарные команды, хотя никакого пожара не произошло. На такое физики не могли ничем ответить из-за незнания химии. Не взрывать же над памятником М. В. Ломоносову атомную бомбу.

 

Наши корифеи

 

Планирование науки

Однажды профессору МГУ Андрею Владимировичу Фросту предложили составить поквартальный план работы его лаборатории на будущий год. Фрост представил на рассмотрение начальства такой план:

Первый квартал — закрыть первое начало термодинамики.

Второй квартал — закрыть второе начало термодинамики.   

Третий квартал — закрыть третье начало термодинамики.

Четвертый квартал — открыть четвертое начало термодинамики.

Больше к нему с подобными глупостями не приставали.

Под псевдонимом

Академик Виталий Иосифович Гольданский был известен как сочини­тель шутливых фраз, не обязательно относящихся к химии и вообще к науке. Его фразы публиковались на 16-й странице «Литературной газеты». Печатался академик под псевдонимом, но близкие-то знали, кто действительный автор. Долго не хотели публиковать такую фразу: «Сказав А, не будь Б».

 

Химик о физиках

Уж если я упомянул В. И. Гольданского, не могу не вставить сюда «физическую шутку», которую я слышал от него.

Когда трижды Героя Социалистического труда Якова Борисовича Зельдовича избрали академиком, в Арзамасе-16 на банкете по случаю этого события Зельдовичу подарили черную академическую шапочку (носили такие примерно до 60-х годов) и плавки. На шапочке была надпись «Академия наук СССР», а на плавках — «Действительный член».

Дальтоники

Профессор Юрий Аркадьевич Клячко во время войны был некоторое время начальником Военной академии химической защиты. Он орга­низовал группу для разработки простейших тест-средств для обнаруже­ния отравляющих веществ. Тестирование должно было быть основано на появлении различных окрасок специально подобранных реактивов с разными отравляющими веществами. Однако вскоре выяснилось, что многие члены созданной команды — дальтоники. Дальтоником оказал­ся и руководитель группы, будущий академик. Какое уж тут надежное обнаружение!

Умные коты

Член-корреспондент РАН Георгий Борисович Бокий неоднократно ста­вил вопрос о том, чтобы СССР, а затем Россия официально приня­ли химическую номенклатуру Международного союза теоретической и прикладной химии. Он полагал, что кто-то виноват в том, что такое решение десятилетиями не принимается, хотя номенклатуру приняли даже маленькие африканские страны, например Кот-д'Ивуар.

— Даже какие-то коты-дивуары приняли эту номенклатуру, а мы никак не можем! — возмущался Георгий Борисович.

С бубенцами не получилось

Однажды, экзаменуя студента и убедившись в его слабых знаниях, академик И. А. Каблуков спросил:

— Хотите на тройке прокатиться?

— Хотелось бы, — отвечает студент.

— Идите пешком, — говорит Каблуков и ставит двойку.

С позиции силы

Известный химик-органик Николай Николаевич Зинин (1812-1880), будучи преподавателем Казанского университета, а потом профессо­ром Медико-хирургической академии в Петербурге, иногда позволял себе побить не очень старательных студентов. В принципе, студенты могли ответить ему, им давалось(!) такое право. Однако они на это не решались: профессор отличался большой силой.

Ее вклад в химию

Известный ученый в области химии комплексных соединений профес­сор Л. А. Чугаев (1873-1922) и знаменитый академик, один из создателей современных методов нефтепереработки В. Н. Ипатьев (1867-1952) при одной из встреч в 1907 году случайно выяснили, что они — братья. Анна Дмитриевна Ипатьева после развода с мужем встретила физика А. Чугаева, в которого была влюблена еще в молодости. В результате на свет появился еще один выдающийся химик.

Комарь носа не подточит

Между двумя известными украинскими учеными в области аналитичес­кой химии, киевлянином А. К. Бабко и харьковчанином Н. П. Комарем, в 50-60 годах шли дискуссии о методологии исследований. Комарь, по­лучивший, помимо химического, еще и математическое образование, был сторонником скрупулезного учета всех возможных факторов при расчете химических равновесий — с соответствующим усложнением выкладок. Бабко же считал, что рациональнее принимать во внимание только самые главные величины, призывал брать быка за рога и до­казывал, что основные результаты, требующиеся химикам-аналитикам, могут быть получены и в этом случае, притом несравненно быстрее

и проще.

Об этих разных подходах, об этих спорах много говорили, о них ходили разные легенды. Если под эгидой Бабко расчет делали полно и основательно, шеф говорил: «Комарь носа не подточит». Если же Анатолия Кирилловича очень уж доводила критика из Харькова, он в сердцах говорил: «Комарь и его комарилья». А Николай Петрович Комарь называл Бабко, а также академика И. П. Алимарина и многих других химиков-аналитиков адептами «рецептурной» аналитической химии, что надо было понимать как «кухонной», «ползучей», эмпири­ческой и т. п.

Одеяло — соседу

Самое хорошее здание из химических институтов Российской академии наук имеет Институт биоорганической химии им. М. М. Шемяки­на и Ю. А. Овчинникова. Это великолепное и очень большое здание включает несколько прекрасно отделанных и оборудованных залов, просторные холлы, оснащенные лаборатории. Там, кажется, даже двер­ные ручки импортные. Строил здание его тогдашний директор и вице-президент АН СССР академик Ю. А. Овчинников.

«Высокое начальство обычно тянет одеяло на себя, и мы знаем — увы! — примеры создания для такого начальства институтов двадцать первого века, съедающих у других бюджет двадцатого» (В. И. Гольданский).

Отцы и дети

Член-корреспондент АН СССР Александр Петрович Терентьев, долгие годы заведовавший одной из лабораторий кафедры органической химии МГУ, обладал феноменальной памятью. Во всяком случае создавалось впечатление, что он наизусть знает многотомный справочник Бейльштейна. Например, вызывает он своего молодого сотрудника и говорит:

— Возьмите девятнадцатый том, откройте его на тысяча двадцать четвертой странице. Прочитайте, что там написано, начиная с двадцать пятой строки. Вот это и синтезируйте.

Через неделю-другую сцена повторяется.

— Возьмите тридцать первый том, откройте на восемьсот первой странице. Прочитайте, что там написано, начиная с пятьдесят шестой строки. Вот это и синтезируйте.

И так далее, на протяжении месяцев. Наконец молодой сотрудник не выдерживает:

— Александр Петрович, сколько я ни думаю, не могу понять, зачем нужно делать эту бессмысленную работу?

— А вы не думайте, вы работайте. Думать будете потом, когда станете писать диссертацию!

Эффект Ребиндера

Читая лекции по коллоидной химии, академик Петр Александрович Ребиндер самолично с большим энтузиазмом демонстрировал некото­рые эксперименты без помощи ассистента. Например, наливал в чашку Петри немного ртути, добавлял сверху каплю раствора поверхностно-активного вещества, резал ртутную лужицу стеклянной палочкой на две не сливающиеся друг с другом половинки и торжественно заявлял:

— Это эффект Ребиндера!

«Рашен коктейл»

Однажды профессор Илья Васильевич Березин, бывший в то время за­местителем заведующих кафедрой химической кинетики Московского университета академиков Николая Николаевича Семёнова и Николая Марковича Эмануэля, и по совместительству секретарем парткома хим­фака, должен был принимать коллегу из США и, накануне его визита, купил литровую бутылку фруктового сока. А аспиранты кафедры от­лили половину для изготовления расслабляющего напитка и остаток разбавили спиртом.

На следующий день, после лекции, заокеанский профессор захотел пить. Илья Васильевич налил ему стакан соку — и гость, к великому изумлению хозяина, стал быстро косеть. «О, рашен коктейл!» — одобрительно заметил американец.

Кто находчивее

Во время одного из приемов академик Николай Николаевич Семёнов подошел к известному драматургу Александру Корнейчуку и сказал: «Да, Корнейчук, Вы — не Шекспир». Писатель был ошарашен и не на­шелся, что ответить. Позже он, правда, собрался с мыслями и, подойдя к Нобелевскому лауреату, ответил: «А вы не Ньютон, Николай Ни­колаевич». Академик со смехом парировал: «Правильно, но надо бы ответить сразу, а не через час».

Его бы в КВН...

Другой академик — П. А. Ребиндер — зашел на какую-то небольшую вечеринку, которую организовали на химическом факультете МГУ. Выпивка была уже в разгаре. Гостю тут же налили стопочку, тот выпил, но на дне стаканчика обнаружил пуговицу.

— Надеюсь, не от кальсон, — быстро прореагировал Петр Алек­сандрович.

Потушенный конфликт

Академик, к тому же генерал, Иван Людвигович Кнунянц был очень экспрессивным человеком. Как-то раз, поговорив «на басах» с сотруд­ником, он так сильно хлопнул дверью, что с гвоздя, вбитого в косяк, сорвался огнетушитель. Ударившись об пол, он сработал и обдал гене­рала охлаждающей его пыл пеной.

Билет за семь копеек

Профессор Московского университета А. В. Раковский экзаменует сту­дента. И все бы хорошо, но вот на один вопрос тот не ответил.

— Придется ставить вам четверку, — говорит профессор.

— Ну что вы, Адам Владиславович, я ведь только на один вопрос не ответил! — канючит студент. Раковский возражает:

— А вот, если вы, молодой человек, входите в трамвай, и у вас всего 7 копеек, кондукторша даст вам билет за 8?

Ну если, конечно, она не сволочь, то даст.

— Да? Ладно! Ставлю вам пятерку за находчивость.

Испарившаяся отметка

На экзамене академик Иван Алексеевич Каблуков просит студента рассказать, как в лаборатории получают водород. «Из ртути», — отвечает тот. «Как это "из ртути"?! Обычно говорят "из цинка", а вот из ртути — это что-то оригинальное. Напишите-ка реакцию». Студент пишет:

Hg = Н + g

и говорит: «Ртуть нагревают; она разлагается на Н и g. Н — водород, он легкий и поэтому улетает, а g — ускорение силы тяжести, тяжелое, остается». «За такой ответ надо ставить "пятерку", — говорит Каблу­ков. — Давайте зачетку. Только "пятерку" я сначала тоже подогрею. "Три" улетает, а "два" остается».

Бедный Шееле

И. А. Каблуков начинает лекцию на тему «Хлор». На демонстрационном столе собрана установка для получения этого газа. Каблуков говорит: «Хлор открыл Шееле. Вон он булькает!» — и указывает на установку.

Залил за воротник

Другой раз Каблуков решил сам провести перед аудиторией опыт с выделением осадка. Прилил реагент в пробирку, держа ее в одной руке. Затем захотел рассмотреть процесс получше и для этого обеими руками надевает очки. При этом содержимое пробирки благополучно выливается ему за воротник. Профессор удивленно смотрит в пустую пробирку.

После смерти им стоять почти что рядом

В 1907 году в Петербурге умирает Менделеев. От Московского уни­верситета на похороны делегируют Каблукова. Возвратившись, Иван Алексеевич докладывает коллегам, как проходило это печальнее со­бытие. Вспоминает о больших заслугах Менделеева и как-то вскользь замечает: «Тут, кстати, умер и Меншуткин...» Дальше, уже совсем за­путавшись, Каблуков стал рассказывать о каком-то Мендельшуткине...

Устоял

А. П. Терентьев слыл строгим экзаменатором. Но хорошенькие девушки, рассчитывая на свою неотразимость, все же пытались в летнюю сессию, когда уже совсем тепло, отвлечь внимание профессора открытыми платьями. Однако на Александра Петровича это не действовало, как на других преподавателей. Стали говорить, что «упрямый АПТ не верит декольте»

Кабачник и пустынник

Году в 1950-м к А. П. Терентьеву на химический факультет МГУ пришел на консультацию будущий академик М. И. Кабачник со своей сотруд­ницей Т. Я. Медведь. Александра Петровича в кабинете не оказалось. А. Н. Кост, сотрудник Терентьева, нашел его в комнате аспирантов и го­ворит: «Александр Петрович, там к Вам пришли Кабачник и Медведь». Терентьев сказал: «Алексей Николаевич, у Крылова такой басни нет. Есть "Пустынник и медведь"!»

 

Их гиганты

 

Снотворное

Выдающийся немецкий химик Эмиль Фишер гулял по парку. К нему подошел не очень известный писатель Зудерман и не без ехидства

сказал:

— Я счастлив лично поблагодарить вас за то, что вы изобрели

чудесный снотворный препарат. Очень эффективное средство. Причем мне даже не надо его употреблять. Достаточно того, что он лежит на моем ночном столике.

— Поразительное стечение обстоятельств, — ответил химик. — А когда мне бывает тяжело заснуть, я обращаюсь к одному из ваших романов. Причем действуют все они превосходно: их не надо даже читать, достаточно, чтобы они лежали на ночном столике.

Кофе по Фишеру

Эмиль Фишер, работая в Мюнхене, в лаборатории, организованной Ю. Либихом, нашел способ получения кофеина из ксанина и гуанина. Фишер приготовил на основе этого кофеина напиток, заменитель кофе. Когда сотрудники попробовали снадобье, Фишер объявил, что напиток изготовлен из птичьего помета (гуанин — составная часть гуано). Друг и коллега Фишера по лаборатории и сосед по дому, где они вместе снимали комнаты, Вильгельм Кёнигс, брат известного собирателя картин, даже сочинил об этом стихотворение.

И это все Бунзен

Бунзен вошел в историю не только своей горелкой и спектральным анализом. В 1904 году в Гейдельберге вышла книга под названием «"Бунзениана". Собрание юмористических историй из жизни Роберта Бунзена».

Кто кого открыл

Живший в XVII веке гамбургский торговец и алхимик Хейнниг Бранд хотел поправить свои дела, пытаясь выделить золото из человеческой мечи. Это ему, понятно, не удалось, но по ходу дела Бранд обнаружил новый химический элемент — фосфор. Говорят, что не столько Бранд открыл фосфор, сколько фосфор, чуть позже детальнее изученный Р. Бойлем и другими, открыл немецкого торговца и увековечил его в истории науки.

Как стать Нобелевским лауреатом? Нужно выйти на пенсию

Зачинатель науки о синтетических макроциклических соединениях ла­уреат Нобелевской премии американец Чарльз Падерсен (1904-1989) не имел докторской степени, никогда не руководил большой исследо­вательской группой и опубликовал свои великолепные научные резуль­таты, относящиеся к макроциклам, только после выхода на пенсию.

 

Типичная история о выборах в академию

Один химик очень хотел стать членом академии наук. Его заслуги к мо­менту выборов были еще довольно скромными. Но отец нашего героя был весьма влиятельным человеком и имел друзей среди академиков. К тому же сам кандидат проявил себя в качестве крупного денежного воротилы, нужного властям. Посему власти при выборах в академию выделили дополнительное (так сказать, целевое) место, и, как почти всегда бывает в таких случаях, большинство голосов было обеспечено. Дело было в 1768 году во Франции, а избирали в академию Антуана Лорана Лавуазье.

Он прожует, а мы попробуем

Выдающийся немецкий химик Адольф Байер, читая лекцию о крахмале, дошел до вопроса о его гидролизе под действием ферментов.

— Такой фермент есть в слюне, — сказал профессор. — Если несколько минут пожевать рисовую кашу, в ней можно обнаружить глюкозу, которая образуется при гидролизе крахмала. Сейчас вы са­ми сможете убедиться. Наш лаборант господин Бернард, я думаю, не откажет в любезности и покажет нам это.

Байер достал из-под стола фарфоровое блюдо с самой настоящей рисовой кашей и протянул его подошедшему Бернарду.

— Сейчас господин Бернард хорошенько прожует кашу, а мы потом убедимся, что в ней содержится глюкоза.

Монография из конюшни

Очень молодой (22 года) преподаватель ветеринарного училища в Гол­ландии написал книгу, назвав ее «Химия в пространстве». «Не иначе, как какой-нибудь "пегас" из конюшни училища подтолкнул его не­обузданную фантазию», — язвили некоторые коллеги. Между тем книгу напечатали, и она произвела большое впечатление: в ней была развита теория пространственного размещения атомов в молекулах органичес­ких соединений (стереохимическая гипотеза).

Автором книги был Якоб Вант-Гофф, впоследствии лауреат Нобе­левской премии.

 

 

 

 

Разное прочее

 

Руководство для исследователя

1. Если вы не знаете, что именно вы делаете, делайте это аккуратно.

2. Накопленный опыт прямо связан с количеством угробленного и порушенного материала.

3. Прошлый опыт всегда правилен и не должен искажаться фактами настоящего.

4. Если есть сомнение, замените его прочным убеждением.

5. Не верьте в чудеса — прямо полагайтесь на них.

6. Работа группой жизненно важна — она позволяет вам упрекать кого-нибудь другого.

7. Записывание полученных данных весьма существенно, оно пока­зывает, что вы все-таки что-то делали.

8. Что бы не произошло, всегда найдется кто-то, кто посчитает, что это имело место в соответствии с его любимой теорией.

9. Величина, к которой, по экспериментальным результатам, что-то добавляют, что-то из нее вычитают, которую умножают и делят, чтобы получить правильный ответ, называется константой.

10. Вероятность того, что событие происходит, обратно пропорцио­нально его желательности.

11. Эксперименты должны быть воспроизводимы: они должны не по­лучаться всегда в одних и тех же условиях.

12. Если эксперимент получается, следует провести заведомо непра­вильный опыт.

13. Эксперимент можно считать удачным, если пришлось отбросить не более половины полученных данных.

14. Стремясь к аккуратности, сначала проведите кривую, потом нано­сите экспериментальные данные.

15. Если эксперимент совсем уж не удался, его всегда можно исполь­зовать как отрицательный пример.

16. Помните, что выполнение любого научного задания включает шесть стадий: 1) энтузиазм; 2) разочарование; 3) паника; 4) поиск виноватого; 5) наказание невиновного и 6) похвала и почести тем, кто в работе не участвовал.

 

Богатое воображение перестраховщика

Турецкий цензор конца XIX века запретил издание учебника химии, увидев в изображении Н2О пасквиль на султана Хамида П. Формулу цензор прочитал так: «Хамид II — нуль».

Кто их разберет...

Председатель исполкома Моссовета Промыслов в приветствии участ­никам Международной конференции по координационной химии (1973 год), посвященной столетию со дня рождения известного химика Льва Александровича Чугаева, все время говорил не Чугаев, а Чугуев. В зале началось движение, публика зашумела, но откуда этому оратору было знать причину. С ним явно не поработали, когда вручали текст речи.

Просчитался

Гиви решил поступить в один из престижных московских химических вузов. После письменного экзамена он передал написанное профессору, приложив 5 000 долларов и записку: «По штуке за балл». На следующий день профессор раздал абитуриентам результаты экзамена. Когда Гиви открыл свой конверт, там было 3000 долларов и записка: «Сдача».

Придирасты

Это весьма придирчивые оппоненты.

Мечтам и годам нет возврата

Воспоминание о научных конференциях сорокалетней давности: «Тогда было много красивых женщин...»

Академический фольклор

Один академик-химик говорит другому:

— Жизнь стала не такой интересной: я уже пять лет не могу иметь

дело с женщинами.

Второй стучит по деревяшке:

— Тьфу-тьфу. Мне грех жаловаться: я только два года.

Маленький химико-этимологический

словарь

 

Галоген — носитель французской наследственности.

Гидролиз — пьющий только воду.

Крахмал — небольшая неприятность.

Подонок      — осадок (XVIII в.); распущенный подонок

растворенный осадок.

Полимер — измеряющий сельхозугодия.

Рентген — ген, взятый напрокат.

Самарий — оперный солист.

Токсин — отравленный чужестранец.

Хлорофилл — увлеченный химией хлора.

Экстракт — давно покинутая дорога.

Экстрактор — списанная сельхозмашина.

 

Источник: http://chem-waste.narod.ru/other/ximiki/Ximiki.htm