КОРВЕТ ПО ТЕХНОЛОГИИ "СТЕЛС". ФОТО

В Швеции создан корабль-"невидимка"

По материалам ВВС
"Висбю" - первый в мире военный корабль, построенный по технологии "стелс"

В Швеции прошел ходовые испытания корвет "Висбю" - первый в мире военный корабль, построенный по технологии "стелс". Подобно самолетам, уже давно использующимися в боевой авиации, он будет невидимым для радаров. С тех пор, как британцы во время второй мировой войны изобрели радар, ученые бьются в поисках способа обмануть "электронный глаз". Однако до кораблей эта технология дошла только сейчас.

"Висбю", построенный фирмой Kockums на верфи в Карлскруне, войдет в состав Королевских ВМС Швеции в январе 2005. Планируется построить еще четыре таких же корабля. Корвет почти целиком состоит из углеродного волокна - того самого материала, из которого делают шасси болидов "Формулы-1" и корпуса гоночных яхт. В этом, да еще в необычной форме корабля, и состоит секрет "невидимости". Главное - избегать в конструкции вертикальных поверхностей и прямых углов.

"Нам удалось сократить отражающую поверхность на 99%", - сказал конструктор Джон Нильсен. Даже 57-миллиметровая пушка на борту "Висбю" в походном положении уходит в корпус. В результате корвет может быть обнаружен вражескими радарами на расстоянии, не превышающем 30 км, тогда как соответствующая дистанция для обычных кораблей того же класса - 100 км.

Корабль, построенный фирмой Kockums на верфи в Карлскруне, войдет в состав Королевских ВМС Швеции в январе 2005 (рис. ВВС)

Шведы на сегодняшний день вырвались вперед, но американские и британские кораблестроители, разумеется, не сидят, сложа руки. Консорциум фирм во главе с компанией Northrop Grumman Ship Systems получил 2,8-миллиардный контракт на создание для ВМФ США эсминца-"невидимки" под условным названием DD (X), который должен вступить в строй к 2011 году. "DD (X) произведет такую же революцию в военно-морском деле, как в конце XIX века - первый британский дредноут", - говорит пресс-секретарь Northrop Grumman Брайан Каллин.

Планируется построить еще четыре таких же корабля (фото ВВС)

Помимо всего прочего, экипаж нового корабля будет на целых 200 человек меньше, чем у нынешних американских эсминцев серии "Арли Берк". "Во время последней войны в Ираке наш флот использовал ракеты "Томагавк" дальнего радиуса действия ценой в миллион долларов каждая. DD (X) сможет подойти к неприятельскому берегу гораздо ближе и использовать более простые и дешевые ракеты. Это обеспечит экономию денежных средств при большей плотности огня", - продолжает он.

Даже 57-миллиметровая пушка на борту корабля в походном положении уходит в корпус (фото ВВС)

В Британии создают свою "невидимку". На верфи Govan and Scotstoun в Глазго, принадлежащей компании BAE Systems, в 2007 году собираются спустить на воду первый корабль, построенный по технологии "стелс" - многоцелевой эсминец "Дэринг". Кораблям этой серии предстоит стать основной силой Королевского флота. В отличие от своего шведского собрата он будет стальным. В британском Министерстве обороны вообще сомневаются в живучести кораблей из углеродного волокна и их способности выдержать океанские шторма. Но Джон Нильсен отвечает на это, что "Висбю" предназначен только для плавания в прибрежных водах.

Корвет может быть обнаружен вражескими радарами на расстоянии, не превышающем 30 км (фото ВВС)

Как бы то ни было, коммодор Стивен Сондерс, редактор раздела "Боевые корабли" справочника Jane's, видит за кораблями-"невидимками" огромное будущее. По его мнению, они могут быть особенно эффективны в морях, омывающих Тайвань, если дело там дойдет до конфронтации. Впрочем, надводные корабли никогда не удастся сделать полностью невидимыми, считает он.

Источник: ВВС.

Сообщает сайт "Известия науки"

Дата: 16 июня 2004