Новости энергетики


МАЛАЯ ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Статья с таким названием из апрельского номера журнала Энергия привлекла мое внимание. Речь идет о том, что существующее намерение руководителей нашего государства начать переход к постиндустриальной экономике связывается главным образом с экономическим ростом. Этот процесс должен поддерживаться инновационным развитием во всех областях.

Однако проблема заключается в том, что, вопреки представлению многих российских экономистов, постиндустриальная экономика не сводится лишь к взрывному росту, основанному на информационных технологиях. По сути, постиндустриальное развитие подразумевает переход на новую ступень цивилизации, где одной из основных составляющих является культурно-мировоззренческая, которая органично взаимосвязана с новыми экономическими возможностями. О новой системе управления (менеджмента) и организации рабочего времени и пространства, о новых отношениях персональных и сетевых взаимосвязей практически никто не вспоминает — таково мнение экспертов из разных областей деятельности.

О таких вещах, как решение экологических проблем, воспитание нового отношения к окружающей среде речь почти вообще не идет. Между тем на Западе постиндустриальная экономика едва ли не в первую очередь подразумевает здоровую среду обитания, здоровую пищу, новые виды топлива и транспорта. Все это должно существенно изменить взгляды на мир, экономическое развитие и развитие человека, свойственные индустриальной экономике. Иначе увлечение исключительно экономическими вопросами «оденет» Россию в постиндустриальную оболочку, оставив ее страной с индустриальным сознанием, которое позволяет пользоваться импортируемой новой реальностью, но не создавать ее. В этом случае она станет страной, обреченной на существование во «втором эшелоне». Цель указанной статьи обратить внимание на наиболее близкий нашей стране энергетический аспект нового общества, на наши возможности и пути их реализации.

Автор: SPIN

Источник: Информационная система "Наука и Инновации" (RSCI.RU)

Дата: 6 мая 2004

США: НОВЫЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

Специалисты из лаборатории Сандия (Sandia National Laboratories) министерства энергетики США создали новый материал для топливных элементов, относящихся к наиболее перспективному для автотранспорта типу - с полимерными электролит-мембранами.

Новый материал назван SPEA (Sandia Polymer Electrolyte Alternative).

Опыты показали, что он может работать при больших температурах (до 140 градусов Цельсия), чем предшественники и производить большую мощность на единицу поверхности мембраны (1,1 Ватт на квадратный сантиметр).

Эта работа проводилась в рамках программы министерства энергетики США по поиску и внедрению в массовое производство альтернативных источников энергии на транспорте, в том числе - водородных топливных элементов.

Топливные элементы с твёрдыми полимерными мембранами, играющими одновременно роль электролита, обладают рядом преимуществ перед другими типами непосредственных преобразователей химической энергии водорода в электричество.

В частности, здесь нет жидкого электролита, элементы компактны и обладают высокой мощностью.

Полимерные мембраны-электролиты в этих устройствах пропускают через себя протоны, возникающие после того, как атом водорода потеряет электрон, но не пускают сами электроны, вынуждая их бежать по внешней цепи к той части элемента, где водород соединяется с кислородом воздуха, образуя воду.

Как отмечают специалисты Sandia, SPEA превосходит по эксплуатационным параметрам материал Нафеон, до настоящего момента считавшийся наиболее перспективным для постройки автомобильных топливных элементов данного типа.

Источник: Алхимик

Дата: 6 мая 2004

США: НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОЗВОЛИТ БЫСТРО ПРОИЗВОДИТЬ ВОДОРОД ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Исследователи из американской Тихоокеанской Северо-западной национальной лаборатории (Pacific Northwest National Laboratory - PNNL) работают над системой, способной быстро производить водород из бензина на борту автомобиля.

"Наша система переносит топливные элементы для автомобилей на один шаг ближе к массовому рынку", - сообщил Ларри Педерсон (Larry Pederson), лидер проекта.

Производство водорода для топливных ячеек непосредственно на борту машины из обычного бензина - одно из направлений внедрения водородной энергетики на транспорте.

Такой цикл, в теории, позволяет добиться большего КПД, чем сжигание бензина в ДВС.

Массовому внедрению новых силовых агрегатов мешают не только проблемы с топливными элементами (читайте, кстати, о новой полимерной мембране для них), но и большая инерционность топливных реформеров, преобразующих бензин в водород.

Для этого в числе прочих вариантов используют паровое преобразование, в котором углеводороды реагирует с паром при высоких температурах в присутствии катализатора.

Ранее такие установки начинали выдавать водород через 15 минут после начала разогрева, что было неприемлемо для применения в автомобилях.

Теперь в PNNL создали экспериментальный паровой реформер, в сердцевине которого расположены десятки тончайших каналов.

Он способен выдать поток водорода уже через 12 секунд после запуска.

Источник: Алхимик

Дата: 7 мая 2004