Новости науки и образования


РОССИЯ: КОНКУРС ДЛЯ МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ ВСЕХ НАПРАВЛЕНИЙ "НОВАЯ ГЕНЕРАЦИЯ"

Российская академия наук (РАН) совместно с РАО "ЕЭС России" учреждают конкурс для молодых ученых всех направлений "Новая генерация". Соглашение об этом подпишут сегодня председатель правления российского энергомонополиста Анатолий Чубайс и президент академии Юрий Осипов, сообщили в РАН.

В соответствии с соглашением, пояснили в академии, "энергетики выступают организаторами и финансируют ежегодный конкурс научных работ в области энергетики и смежных наук среди молодых ученых РАН и студентов вузов России". "Этот конкурс позволит молодым ученым думать о науке, а не о том, где подзаработать", - рассказал в интервью вице-президент академии, председатель Комиссии РАН по работе с молодежью Валерий Козлов. "Очень важно, чтобы энергетики захотели участвовать в поддержке научной молодежи, причем независимо от профиля соискателей", - сказал он. "РАО "ЕЭС России" представит своих экспертов, которые совместно с Комиссией по работе с молодежью РАН будут определять лауреатов премий".

В будущем с "Новой генерацией" может быть объединен и "традиционный" конкурс, который много лет проводит сама академия наук, что, по мнению Козлова, "даст возможность поддержать больше молодежи". В академии не исключают, что такое объединение поможет РАН поднять "уровень материального стимулирования" молодых лауреатов.

Ранее заместитель председателя правления энергохолдинга Леонид Гозман сообщил, что "РАО заключит подобные договоры и с некоторыми вузами страны". Отметив, что "развитие науки ведет к демонополизации электроэнергетики, созданию в отрасли конкурентного рынка, - Гозман добавил. - Мы будем помогать молодым ученым, чтобы эта цель стала ближе".

Источник: News.Battery.Ru - Аккумулятор Новостей

Дата: 1 декабря 2004

ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

В четверг-пятницу прошел съезд выпускников МГУ. Событие это открывает грандиозное празднование 250-летия славного ВУЗа. Юбилей будет отмечаться как на государственном уровне (президент подписал соответствующий Указ), так и на международном (ЮНЕСКО включило его в перечень памятных дат). Первым подарком всем выпускникам, студентам и сотрудникам явилось открытие официального сайта, посвященного Истории Московского Государственного Университета. Кстати, это не первый сайт в Интеренете на эту тему. Много интересного можно найти, напирер, здесь.

Автор: SPIN

Источник: Информационная система "Наука и Инновации" (RSCI.RU)

Дата: 4 декабря 2004

РОССИЯ СКОРО ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕЙДЕТ НА ДВУХУРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В России в 2008 году планируется полностью перейти на двухуровневое профессиональное образование, включающее бакалавриат и магистратуру. Как заявил на заседании правительства РФ министр образования и науки Андрей Фурсенко, это предусмотрено законопроектом, который подготовлен министерством и в настоящее время проходит процедуру ведомственного согласования.

Фурсенко подчеркнул, что двухуровневое образование "не является чем-то принципиально новым для нашей страны: подготовка кадров всегда включала в себя этап общих знаний и этап специализации". По словам министра, предлагаемые нововведения дают студентам больше возможностей получить профессиональное образование, например, степень бакалавра получить в одном вузе, а степень магистра - в другом.

В свою очередь ректор МГУ Виктор Садовничий подверг сомнению систему двухуровневого образования в сфере фундаментальных наук. "Я хотел бы подвергнуть сомнению систему "бакалавр-магистр", - сказал Садовничий на заседании правительства. По его мнению, для таких направлений подготовки, как химия, математика, другие фундаментальные науки, "должен быть сохранен специалитет" - пятилетняя подготовка с присвоением квалификации специалиста.

В высшем образовании, заявил Садовничий, должна быть не двухуровневая, а многоуровневая система, так как, по словам ректора, планируемая система "бакалавр-магистр" не позволит получить степень доктора наук. "Мы потеряем нашего доктора, а это трагедия", - подчеркнул Садовничий. Он отметил, что в системе высшего образования должно быть место и бакалаврам, и аспирантам, и магистрам, и докторам.

Ректор также заметил, что "все окружающие нас страны, включая Польшу, тратят на образование от 7% до 9% ВВП". "До тех пор, пока профессор будет получать 4-5 тыс. руб., меньше среднего уровня зарплаты, мы не можем говорить о создании кадрового потенциала", - сказал Садовничий. Он также выступил с идеей создания Кодекса об образовании, чтобы "собрать все законы по образованию вместе". "Это стратегический вопрос для нас", - подчеркнул он. Об этом сообщает РИА "Новости".

Сообщает сайт "Известия науки"

Дата: 9 декабря 2004

ВВЕДЕНИЕ В РОССИИ ТОЛЬКО ПЛАТНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ИСКЛЮЧЕНО, ЗАЯВИЛ ФУРСЕНКО

Правительство РФ приняло за основу предложения министерства образования и науки по приоритетным направлениям развития системы образования в стране. "Хотел бы подчеркнуть, что образование - это наше конкурентное преимущество, которое надо не растерять", - сказал премьер-министр РФ Михаил Фрадков, завершая обсуждение на заседании кабинета этого вопроса.

"Молодежь сегодня выбирает образование, и хорошее образование", - отметил премьер. Он подчеркнул важность вопроса ресурсной обеспеченности образовательной системы. "Здесь Минфину надо поработать. Здесь естественно желание и сохранить золотовалютные запасы, и Фурсенко на должности министра", - отметил Фрадков.

Таким образом он прокомментировал слова ректора МГУ Виктора Садовничего о том, что во Франции министр образования была уволена за предложение использовать золотовалютные резервы на нужды образования.

Между тем, как заявил на заседании правительства министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, введение в России только платного высшего образования в обозримом будущем исключено. "Только ненормальный может предлагать это сделать", - сказал он. По словам Фурсенко, в мире нигде не введено полностью платное высшее образование. "Я не знаю как в Госдуме, а в правительстве РФ такой вопрос не рассматривается", - сказал министр.

Вместе с тем, заметил он, абсолютно бесплатным образование не бывает - "вопрос в том, кто платит". "Отказаться от бюджетной оплаты - это абсолютно исключено", - убежден министр. Он также сообщил, что в 2005-2006 годах планируется расширить эксперимент по введению нормативно-подушевого финансирования, а также механизм образовательных кредитов.

Министр сказал, что в настоящее время увеличивается количество бесплатных мест в вузах. В настоящее время, по словам министра, в России по нормативу должно быть 170 студентов на 10 тыс. населения. "А реально у нас 204 студента на 10 тыс. обучаются на бюджетной основе", - сказал министр. "Бесплатность, то есть бюджетная оплаченность в образовании не уменьшается", - подчеркнул он.

При этом Министерство образования и науки не настаивает на едином государственном экзамене (ЕГЭ) как единственной безальтернативной форме проверки знаний выпускников школ. "Мы - за альтернативу при проверке знаний. Но требования при проведении этой проверки должны быть едиными, понятными и заранее известными", - сказал журналистам Фурсенко в перерыве заседания, комментируя критические замечания ректора МГУ Виктора Садовничего в связи с введением ЕГЭ.

"Нельзя, чтобы на экзамене вдруг задавался вопрос, ответ на который можно или угадать, или подготовить заранее с тем же самым преподавателем, который задает этот вопрос", - подчеркнул министр. По его словам, в этом вопросе и министерство, и ректоры вузов едины, поскольку обе стороны "заинтересованы в том, чтобы в вузы поступали подготовленные люди". "А что касается способов (проверки знаний), то это не один ЕГЭ", - отметил министр. Об этом сообщает РИА "Новости".

Сообщает сайт "Известия науки"

Дата: 9 декабря 2004

СОСТОЯЛОСЬ ТОРЖЕСТВЕННОЕ ВРУЧЕНИЕ НОБЕЛЕВСКИХ ПРЕМИЙ

В Стокгольме прошла торжественная церемония вручения Нобелевских премий. Король Швеции Карл XVI Густав вручил премии по физике, химии, физиологии и медицине и экономике за 2004 год. Десять триумфаторов науки приняли почетную награду из рук монарха на украшенной цветами авансцене стокгольмского Концертного зала в присутствии почти 1.6 тыс. человек.

Выступивший на церемонии председатель Совета директоров Нобелевского фонда Бенгт Самуэльссон отметил космополитичность науки и Нобелевской премии, а также возросшую в последние годы роль женщин в науке. "Альфред Нобель понял важность науки в развитии нашего мира. Мир, в котором мы живем сегодня, - в значительной степени творение людей, где наука - всюду. Современное общество настолько зависит от науки, что самой его основой является научный прогресс", - отметил Самуэльссон. Говоря о лауреатах Нобелевской премии, Самуэльссон подчеркнул, что они "действительно работали в духе Альфреда Нобеля и сделали важный вклад в развитие человечества".

Лауреатами Нобелевской премии 2004 года в области физиологии и медицины стали американские ученые Ричард Аксель и Линда Бак за исследования в области изучения "обонятельных рецепторов и организации системы органов обоняния". Лауреатами Нобелевской премии по физике объявлены трое ученых из США - Дэвид Гросс, Дэвид Политзер и Фрэнк Вилчек за "открытие произвольности асимптоты в теории сильных взаимодействий".

Нобелевская премия по химии вручена ученым из Израиля - Аарону Цихановеру и Авраму Гершко, а также американцу Ирвину Роузу за "открытие убиквитин-опосредованного расщепления белков". Лауреатом Нобелевской премии по литературе стала австрийская писательница Эльфриде Йелинек "за музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы". Однако на церемонию награждения она не приехала "по личным мотивам", награда ей будет "вручена позднее".

И, наконец, Нобелевская премия по экономике присуждена американцу Эдварду Прескотту и проживающему в США норвежцу Финну Кидланду за "вклад в динамическую макроэкономику: временная составляющая экономической политики и движущие силы внутри бизнес-циклов".

А торжественная церемония вручения Нобелевской премии мира 2004 года прошла в Осло открылась. В этом году Норвежский нобелевский комитет присудил премию мира 64-летнему кенийскому экологу Вангари Маатаи "за ее вклад в устойчивое развитие, демократию и дело мира". По словам Маатаи, центральной темой Нобелевской премии этого года является проблема окружающей среды и ее связь с демократией и проблемой мира во всем мире. "Время для того, чтобы признать, что устойчивое развитие, демократия и мир являются неделимыми, давно пришло", - подчеркнула Маатаи в своей речи на торжественной церемонии.

"Как первая африканская женщина, удостоенная этой премии, я принимаю ее от имени народа Кении и Африки, и мира", - заявила Маатаи. По словам эколога, на самом деле эта премия "является признанием работы множества людей и организаций на земном шаре". "Они работают часто незаметно и без признания, работают для защиты окружающей среды, демократии, прав человека и достижения равенства между женщинами и мужчинами. Так они прививают семена мира. Я знаю, что они также горды сегодня. Я обращаюсь ко всем, кто чувствует себя причастным к этой премии, с обещанием использовать ее для осуществления нашей миссии и оправдания надежд, которые мир возлагает на нас", - сказала Маатаи. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС и РИА "Новости".

Сообщает сайт "Известия науки"

Дата: 10 декабря 2004

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК НА ДВА ДНЯ ПЕРЕБЕРЕТСЯ В МГУ

Российская академия наук на два дня переберется в МГУ им. Ломоносова. В ведущем вузе страны пройдет первое в истории Общее собрание академии и Ученого совета МГУ.

"В первый день совместной сессии ученые и представители университета обсудят острые вопросы, стоящие перед наукой и образованием, а завтра академики и члены-корреспонденты РАН проведут семинары со студентами факультетов МГУ", - рассказал вице-президент РАН Валерий Козлов.

Он отметил, что общее собрание "призвано привлечь молодых специалистов и студентов в науку". "В условиях, когда из России все время уезжают молодые и перспективные ребята, подобные мероприятия необходимы", - подчеркнул Козлов. Главное, сказал он, - "создать необходимые стимулы для того, чтобы будущие светила возвращались в Россию из-за рубежа".

"Мы планируем сделать постоянной такую форму общения между Академией и вузами", - сказал вице-президент РАН. "Суть проводимой реформы Академии заключается не в смене вывески, а в формировании устойчивого взаимодействия между научной и образовательной деятельностью", - отметил он.

В Общем собрании примут участие ректор МГУ Виктор Садовничий и президент РАН Юрий Осипов. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.

Сообщает сайт "Известия науки"

Дата: 14 декабря 2004

КИТАЙ ОДЕРЖАЛ ВЕРХ НАД США

Америка не устояла перед «made in China» и в области школьного образования. Обеспокоенные крайне низкими результатами школьников по математике, американские чиновники от образования импортируют из Китая учебные программы и методы обучения. Они надеются, применяя китайскую методику, остановить падение. В противном случае ситуация может привести к негативным последствиям на научном уровне и сказаться на конкурентоспособности американской промышленности.

Соединенные Штаты переживают шок каждый год именно в этот период, когда публикуется мировая классификация стран по результатам школьного образования. Составлением списка занимается Организация по сотрудничеству и экономическому развитию (ОСЭР), объединяющая 30 наиболее развитых стран. Классификация составляется по итогам тестирования десятков тысяч студентов по литературе, математике, другим наукам.

Испытание по математике заключается не в решение задач, а в изучении способности школьников творчески подходить к применению знаний. В течение многих лет американские школьники оказываются на последних местах среди развитых стран, а на вершине классификации доминируют азиатские страны. В этом году гордость американцев испытала наиболее сильный удар. Американские школьники скатились до 28-го места на экзамене по математике, сдав еще несколько позиций, потому что впервые к тестам были допущены два города коммунистического Китая – Гонконг и Макао. Нет повода радоваться и Италии: согласно итогам тестирования ОСЭР, итальянские студенты отстают от американских.

Учащиеся Гонконга сразу же стали лидерами на испытаниях по математике, в прочих научных дисциплинах лучшие знания продемонстрировали финны, но следом за ними разместилось азиатское трио: Япония, Гонконг и Корея. Низкий рейтинг американских студентов оказался шоком и стал причиной возобновления дебатов по стратегической проблеме. По причине недоработок в национальной системе образования сфера промышленности высоких технологий постоянно испытывает недостаток в инженерах, физиках, биологах и вынуждена импортировать таланты из-за рубежа. «Но сегодня наши многонациональные компании, – говорит Сьюзан Тейман из Business Roundtable, – поступают по-иному: они перемещаются туда, где есть таланты. Все чаще они решают перенести свои научные исследования в такие страны, как Китай».

Политехнические институты Китая ежегодно выпускают 350 тысяч инженеров, и на стипендию американца Microsoft или Intel могут пригласить четырех китайских специалистов. В США испытывают в связи со сложившейся ситуацией такой страх, что идут на крайние меры. По данным Wall Street Journal, более 200 американских лицеев приняли решение импортировать целиком китайскую систему образования, используя те же учебники и те же дидактические методы. Наиболее часто применяемой моделью стала программа обучения по математике и наукам Сингапура. Причина проста. В маленьком городе-государстве, где этническое и культурное большинство составляют китайцы, за многие десятилетия прекрасно прижились два языка: английский и китайский. Именно поэтому в Соединенных Штатах предпочитают школьные программы из Сингапура, поскольку нет необходимости в сложных переводах.

Согласно первым тестам, проведенным в американских лицеях, где применяют китайские методики обучения, школьники демонстрируют более высокий уровень знаний. Но, по мнению американских ученых, чтобы достичь такого же уровня обучения, как в Сингапуре, необходимо полностью менять методики. Американец Питер Хесслер, прибывший в Китай в 1996 году в рамках деятельности Корпуса Мира, чтобы преподавать в одном из местных лицеев, был поражен тем, как китайские преподаватели относятся к ученикам. «Когда я был студентом в Америке, вспоминает он, – я привык к тому, что преподаватели старались подсластить пилюлю, воздерживались от резких замечаний или критики. Мои усилия всегда поддерживались, даже если я делал ошибки. Но мои китайские друзья предупредили меня, что в китайских семьях и в школах дела обстоят иным образом. Преподаватели и родители не потакают ученикам».

Видимо, следующим шагом, который предпримут американцы, будет импорт китайских преподавателей, воспитанных в духе строгой конфуцианской дисциплины.

Источник: N-T.org

Дата: 14 декабря 2004

"ИЗВЕСТИЯ" И МГИМО НАЧИНАЮТ УНИКАЛЬНУЮ АКЦИЮ "ПОСТУПИ В МГИМО"

"Известия" и МГИМО начинают уникальную акцию под названием "Три шага до мечты, или Поступи в МГИМО". Ее цель - максимально расширить географию поиска талантливой молодежи. С помощью "Известий" университет постарается дойти до каждого уголка нашей огромной страны.

На протяжении ближайших месяцев МГИМО будет публиковать в "Известиях" конкурсные задания. Всего будет три тура. Внимательно следите за газетой, отвечайте на вопросы и присылайте ваши ответы по указанному адресу. Их проверят лучшие преподаватели МГИМО, и 12 наиболее способных и упорных абитуриентов получат право стать студентами университета вне конкурса.

Анкету участника и адрес, на который должны отсылаться ответы, ищите на седьмой странице газеты "Известия" за 7 декабря 2004 года. Внимательно следите за дальнейшими публикациями.

Сообщает сайт "Известия науки"

Дата: 15 декабря 2004

В "ИЗВЕСТИЯХ" ПРОЙДЕТ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ "РАЗГРОМ РОССИЙСКОЙ НАУКИ. ИТОГИ ГОДА"

В среду, 22 декабря, в 11.00 в Медиа-центре газеты "Известия" состоится пресс-конференция на тему: "Разгром российской науки. Итоги года".

В пресс-конференции участвуют:
Алферов Жорес Иванович - вице-президент РАН, академик, лауреат Нобелевской премии;
Месяц Геннадий Андреевич - вице-президент РАН, академик;
Бабкин Владимир Иванович - эксперт Госдумы.

Аккредитация по тел.: (095) 933-6460

Адрес Медиа-центра газеты "Известия": ул. Тверская, дом 18, корпус 1, 3-й этаж (ст. м. "Пушкинская").

Сообщает сайт "Известия науки"

Дата: 20 декабря 2004

США: НАЗВАНЫ ВАЖНЕЙШИЕ ОТКРЫТИЯ ГОДА

Важнейшим научным открытием 2004 года журнал "Сайенс" назвал результаты экспедиции американских марсоходов "Спирит" и "Оппортьюнити" на поверхность Красной планеты.

Специалисты НАСА с помощью этих космических аппаратов доказали, что на Марсе когда-то была вода. А значит, "обнаружено еще одно место во Вселенной, где в свое время могла существовать жизнь", отмечает еженедельник.

Вторым по важности научным открытием уходящего года стала находка останков карликовых существ из семейства гоминидов на индонезийском острове Флорес. Они, по мнению учёных, могли обитать там 18 тысяч лет назад одновременно с человеком современного типа.

Ещё одной сенсацией, по мнению составителей списка, стало клонирование в Сеульском университете эмбриона человека с целью получения стволовых клеток.

В перечне, представленном журналом "Сайенс", размещены также результаты различных исследований в области химии, медицины, генетики, экологии и астрономии.

Источник: News.Battery.Ru - Аккумулятор Новостей

Дата: 21 декабря 2004

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: БОРОДА СПОСОБСТВУЕТ НАУЧНОЙ КАРЬЕРЕ

Английские ученые выявили связь между наличием у человека бороды и успехом его академической карьеры. Как оказалось, чем "бородатее" человек, тем выше его шансы на высокую должность в учебном заведении.

Проанализировав сведения о 1800 преподавателях различных английских университетов и колледжей, ученые из Лондонского Университета обнаружили, что если среди обычных преподавателей бороду носят только около 10% человек, то среди старших преподавателей их доля составляет уже 13.6 процентов. Аналогичное соотношение было выявлено и среди научного персонала институтов - оказалось, что бороды носят 16.7 процента доцентов и 21.4 процента профессоров.

Как сообщает "Lenta.Ru", ученые объясняют обнаруженную ими связь особенностями гормонального статуса бородатых людей. Дело в том, что обычно у людей, отпускающих бороду, наблюдается повышенное содержание мужских половых гормонов в крови, которые придают их поведению определенную агрессивность. Правда, сами профессора обычно объясняют свое решение отпустить бороду совсем другими причинами, например, обычной ленью.

Источник: News.Battery.Ru - Аккумулятор Новостей

Дата: 23 декабря 2004

СОБЫТИЯ 2005 ГОДА

ООН объявила 2005 год Годом физики в ознаменование фундаментальных открытий, которые были сделаны Эйнштейном в 1905 году. Надо признать, что многие выдающиеся научные достижения последних лет так или иначе восходят к работам Эйнштейна и были бы без них невозможны.

В 2005 году будет завершен эксперимент на гравитационном зонде Б, который должен проверить справедливость общей теории относительности Эйнштейна. На зонде имеются 4 чувствительных гироскопа в виде охлаждаемых кварцевых шаров. Если Эйнштейн был прав и пространство-время искривляется под влиянием силы гравитации, то вращающиеся шары на зонде отклонятся в сторону. Если не прав, шары останутся на месте - и это тоже важнейший результат.

18 апреля - 50 лет со дня смерти Эйнштейна. 18 апреля 2005 года в Австрии, где родился великий ученый, начнется "световая эстафета", в ходе которой тысячи людей во всем мире поднимут пылающие факелы в ночное небо.

май - предполагаемое возобновление полетов американских шаттлов к МКС, которые были прекращены после гибели "Колумбии" в феврале 2003 года. До сих пор обслуживание МКС целиком возложено на российские корабли.

май - российско-американская экспедиция к утонувшему "Титанику", которую проводит Российская академия наук совместно с известным американским кинорежиссером Джеймсом Кэмероном. Во время экспедиции будет впервые организована прямая телетрансляция на весь мир с морского дна.

июнь - экспедиция для поиска на дне Чукотского моря легендарного парохода "Челюскин".

июль - американский космический зонд Deep Impact достигнет кометы Темпеля, разделится на две части и проведет первую "бомбардировку" кометы. Цель двойная - исследование ядра кометы и оценка возможности ее разрушения при возникновении угрозы столкновения с Землей.

Источник: GenoTerra.ru - информационно-аналитическое издание о генетике

Дата: 30 декабря 2004